Кризис вынудил мелкий и средний бизнес перейти на контрабанду. Количество зафиксированных таможенниками нарушений в Северо-Западном регионе увеличилось на 35%.
По данным Северо-Западного таможенного управления, в январе
2009 года по факту контрабанды было возбуждено на 12% больше уголовных дел и на
37% больше дел об административных правонарушениях. При этом на
Санкт-Петербургской таможне в прошлом месяце было оформлено на 27% меньше
грузовых деклараций, а на Балтийской таможне - меньше на 28%. Таким образом, при
меньшем числе импортеров таможня зафиксировала большее количество попыток
провести товары по серым схемам.
Однако первый заместитель начальника Балтийской таможни
Борис Бородин заверил "Деловой Петербург" в том, что в январе "попытки провести
контрабандную продукцию на Балтийской таможне практически свелись к нулю". По
его словам, в условиях снижения грузооборота таможенники получили возможность
тщательнее досматривать грузы. Борис Бородин также отметил, что во время кризиса
фирмы-однодневки, ориентированные на серые схемы, не выживают.
Сейчас на таможне заметно укрупнение участников
внешнеэкономической деятельности. При этом крупным участникам рынка невыгодно
играть не по правилам. Однако Роман Козлов, председатель Ассоциации таможенных
брокеров Петербурга, считает, что укрупнение на рынке может происходить за счет
поглощения мелких белых (а не серых) компаний крупными. А у легальных игроков
рынка, у которых возникают серьезные финансовые трудности, наоборот, могут
появиться "криминальные мысли".
"В условиях кризиса, наоборот, даже у легальных мелких
игроков может появиться желание работать по серым схемам", - уверен Роман
Козлов. Член Адвокатской палаты Петербурга Евгений Тонков уверен, что во время
любого кризиса и неразберихи в курсах валют возникает еще больше возможностей
для спекуляций на границе. По словам Евгения Тонкова, на границе уменьшается как
белый товарооборот, так и серый, поэтому ее сотрудники, скорее всего, будут
создавать еще более льготные условия для серых поставщиков.
Читайте также:
Таможня сдала меньше
Евгений Тонков также отметил, что из-за роста курса валют
группа товаров, подпадающих под статью "контрабанда", только увеличилась.
Уголовная ответственность, согласно российскому законодательству,
предусмотрена за контрабандный товар стоимостью
более 250 тыс. рублей. Если учесть, что все договора по импорту и экспорту
заключаются в валюте, то раньше к перевозчику, везущему товар на $10 тыс., у
таможенников не возникало претензий, а теперь эта планка снизилась до $7 тыс.
По данным ФТС, чаще всего преступным путем пытаются ввести
автомобили, одежду и обувь, культурные ценности, наркотики и психотропные
вещества, валюту, продукты питания, лес и лесоматериалы. Как рассказала
руководитель таможенной практики DLA Piper Вильгельмина Шавшина, таможенные
органы не могут выявить весь объем контрабандной продукции, пересекающей
границу.
На границе досматриваются только те грузы, которые занесены
в список рискованных товаров. "Среди остальных грузов выявить контрабанду
практически невозможно", - уверена она. Вильгельмина Шавшина также отметила, что
чаще всего за провоз товара по серым схемам наказывают перевозчиков и брокеров,
если они не смогут доказать, что в декларации указывали данные, предоставленные
заказчиком груза.
Реже претензии предъявляют заказчикам, а еще реже -
должностным лицам самой таможни. Константин Шаршаков, первый заместитель
председателя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, рассказал, что
зачастую перевозчик не видит товар и не знает, что везет. В этом случае он даже
не будет в курсе подделки документов.
Уменьшение грузооборота в январе 2009 года:
на 27% меньше товаров было перевезено грузовыми автомобилями по сравнению с январем 2008 года.
на 24% меньше грузов было перевезено морским транспортом по сравнению с январем 2008 года.
на 23% меньше грузов перевезла железная дорога по сравнению с январем 2008 года.
на 27% меньше товаров было перевезено грузовыми автомобилями по сравнению с январем 2008 года.
на 24% меньше грузов было перевезено морским транспортом по сравнению с январем 2008 года.
на 23% меньше грузов перевезла железная дорога по сравнению с январем 2008 года.
Мария Яцко