Какой быть школе, в которой учатся подростки, чтобы эта учеба соответствовала потребностям и возможностям возраста? На этот вопрос отвечает кандидат педагогических наук Михаил Эпштейн.
Для ребят в подростковом возрасте становится особо важной романтика путешествий, приключений, возможность риска. Они зачитываются книгами о странных происшествиях; дальних путешествиях, опасных приключениях; рыцарях, пиратах и бандитах; отважных сверстниках, совершающих подвиги, преодолевающих всевозможные сложности, посрамляющих зло и подлость; всевозможных детских "тайных обществах" и компаниях подростков, имеющих свою "тайную", скрытую от взрослых и других сторонних людей, жизнь.
Том Сойер, Геккельбери Финн, Пеппи Длинный чулок, Тимур и его команда,
Капитан Сорви-голова, а теперь – Гарри Поттер – вот герои ребят этого возраста.
Такой же неспокойной жизни хотелось бы и им самим.
Размеренность будней им скучна, противна, и, в некотором смысле,
противопоказана, так как именно в нестандартных ситуациях и воспитывается воля,
чувство ответственности за товарища, доброта и умение прощать, умение постоять
за себя и сдержать данное слово и многие другие человеческие качества. Похоже,
что без таких испытаний эти качества не закаляются. И ребята в соответствии с
требованиями природы начинают искать приключений "на свою голову", как часто
говорят взрослые. Понятно, что часто такие самостийные приключения, испытания
окружающего мира на "что делать можно – а что делать нельзя" приводят к
печальным последствиям.
И вот парадокс: запрещать нельзя – все равно найдут лазейку, и будет только
хуже; и разрешать нельзя – есть множество разных реальных опасностей.
Читайте также:
Подростки нуждаются в инвестициях
Выход: помогать ребятам в поиске приключений "более-менее культурным
образом": ходить с ними в походы, ездить в дальние поездки, на сборы, совершать
вместе "маленькие безумства", открывать удивительные места и вещи…
Другая характерная черта подростков – стремление жить в своем сообществе.
Причем в таком сообществе, где тебя принимают; в котором есть особые правила
жизни, которые хочется соблюдать и в том числе, создавать эти правила самим.
Книги Крапивина, Гайдара, Франка, Баден-Пауэлла, Сетона-Томпсона и других об
этом – о неизбывном желании подростков быть своим в своей компании. Детские
отряды и республики, описанные в книгах Макаренко, Корчака, Сороки-Росинского,
Кассиля и есть один из вариантов организованного (и не очень) воплощения этой
потребности ребят. Все они являются к тому же первой школой демократии.
Для ребят очень важно пытаться организовывать свою жизнь "своими руками", а
не быть только организуемыми взрослыми, важно учиться создавать самим ситуации,
где им интересно (или по крайней мере активно участвовать в этом наравне со
взрослыми).
Что им интересно? Музыка и танцы, театр и компьютеры, Интернет и походы,
работа в мастерских и возможность заработать первые свои деньги, и многое-многое
другое. Но для того, чтобы ребята могли попробовать все это делать, им нужно
помочь и, в том числе, помочь с обустройством необходимой материальной среды,
создание которой им пока одним самим не по силам.
Учеба – поиск, эксперимент, проект
Исследовать мир и себя в нем вместе со сверстниками – основная задача этого
возраста. В связи с этим при организации учебного процесса в школе акцент должен
быть сделан на предоставлении ребятам возможности выбора видов деятельности, на
освоении способов индивидуальной и коллективной работы, на проведении
экспериментов по максимальному количеству предметов. Вполне возможен и
постепенный уход от предметов и переход к деятельности, объединяющей в учебном
проекте несколько предметных областей. От прохождения всем классом единой
программы акцент смещается в сторону индивидуальных учебных маршрутов ребят. Это
означает качественное изменение учебного материала – не только доска, мел и
учебник становятся необходимыми для нормальной организации учебного процесса, а
и материалы для опытов по химии, биологии, физике, географии; расширение
возможностей мастерских; доступ к современной компьютерной и другой технике и
т.п.
Все это также означает изменение роли учителя в учебном процессе. Учитель
перестает быть основным источником информации для ребят. Он становится
организатором их совместной работы; консультантом; специалистом,
подготавливающим необходимую материальную среду; профессионалом в области поиска
и обработки информации. Все это не слишком свойственные роли для "традиционного
учителя", и освоение их также требует определенных усилий. Особенно учитывая
сложившиеся стереотипы школьной работы, достаточно крепко сидящие в нас,
педагогах.
Вот вопрос: готовы ли мы к такой странной жизни?
Материал предоставлен образовательным центром
"Участие"