Как Apple вышел из кризиса

И 1980-е, и 1990-е годы для Apple Computer inc были весьма неоднозначны. С одной стороны, компания успела снискать себе популярность как производитель компьютеров для дизайна, верстки, аудио- и видеообработки.

С другой - за короткими взлетами следовали длинные падения: компания теряла прибыли и стоимость, а все успехи, как казалось, лишь вели в пропасть. Нельзя сказать, что руководство не реагировало на ситуацию: применяли масштабные увольнения и прочие реорганизационные процедуры для сокращения издержек. Но вместе с издержками падали и объемы продаж, и курс акций.
К середине 1990-х мало кто верил, что Apple выживет как автономная компания. Спор шел только о том, кто именно ее купит. Но переговоры с Sun, Phillips, IBM результата не принесли.
В феврале 1996 года пост исполнительного директора занял Джил Амелио, "спасатель тонущих компаний" из мира хай-тек. Он понимал, что стандартные схемы вывода из кризиса здесь не помогут. На долгий путь реструктуризации, оптимизации схем и отчетности у компании просто не было времени. К тому же за время реформ (а это не менее 3 лет) рынок мог так далеко уйти вперед, что компания, победив старые проблемы, столкнулась бы с новыми.
Потому стратегия выхода из кризиса была ориентирована не на устранение текущих недостатков, а на работу в расчете на будущее. Компанией были созданы альянсы с целым рядом производителей "железа" и разработчиков программного обеспечения (ПО).
Для работы по новой операционной системе компания купила NeXT, разработчика ПО, которым владел Стив Джобс, основатель Apple.
Джобс вскоре "съел" Амелио. Но стратегия компании не изменилась. Сначала на рынок вышел PowerMac G3, превосходивший своих конкурентов, затем IMac (разработка была начата еще Амелио). К 1998 году у Как Apple вышел из кризисаКак Apple вышел из кризисаApple было более 60 новых программных продуктов. В том же году на выставке MacWorld Expo Стив Джобс, выступая перед публикой, наконец сказал: "Мы снова получаем прибыль".
Так началось возвращение Apple. Потом уже будет и IBook, и Ipod, и IPhone. Но в основе лежала и по-прежнему лежит стратегия, созданная еще в конце 1990-х, - новые устройства, новые возможности, свой уникальный стиль.