Кризисные истории: смерть динозавра Daewoo

В истории Daewoo 90-х годов много политики, чтобы делать выводы о бизнесе. Но она лишний раз доказывает: для успеха на рынке нужно быть адекватным реальности, какова бы она ни была.

Кризис - всегда следствие дезадаптации, несоответствия политики компании реальному положению дел в обществе и на рынке. И даже если компания очень сильна, но не подчиняется велениям времени, она не жилец. Гибель "Вселенной" Наверное, в России и не найдется компаний, которые можно было бы сопоставить по масштабу и размаху с Daewoo - "Великой вселенной".
Выросшая из ткацкой фирмы, к 1997 году компания насчитывала 320 тыс. сотрудников в 110 странах мира. Основатель и владелец Ким Ву Чун не был наследным принцем, получившим империю от родителей. Это был настоящий гений бизнеса, способный делать невозможное. Некоторые производственные мощности он получил от государства бесплатно - они были хронически убыточными, притом без шансов на оздоровление.
Ким Ву Чун жил на заводах и за год делал их прибыльными. За 30 лет компания Daewoo стала второй по величине в Корее. И через год - погибла. Здесь нужно сделать некоторое пояснение: вся экономика Кореи до прихода к власти западно ориентированных деятелей была хоть и рыночной, но по сути социалистической. Практиковался пожизненный наем работников, при миллиардных доходах прибыль показывалась незначительная - сотые доли процента.
В отличие от отечественных "эффективных менеджеров" управленцы Daewoo расходовали средства на социальные программы, на поддержание уровня занятости в стране и на экспансию Кореи в другие страны. Правительство, банки и промышленность работали в одной связке, не ограничивая себя принятыми на Западе стандартами. В итоге нормальным считалось соотношение долгов к активам 500-800%. Для успешной интеграции это было недопустимо. МВФ предъявил следующие требования: снизить процент долга до 200% от суммы активов, прекратить господдержку и перекрестное кредитование.
Система начала рассыпаться. Успешная компания Daewoo, продолжающая наращивать обороты и прибыль (!), по нововведенным стандартам западной отчетности стала банкротом. Как, впрочем, и многие другие конгломераты. Samsung, LG, Hyunday и другие системообразующие компании через продажу активов, оптимизацию процессов и ряд непопулярных мер выходят из кризиса.
Ким Ву Чун встает в оппозицию и отказывается разрушать свою империю. Кроме того, продажа активов оказалась затруднительной в силу того, что многие предприятия не только находились за пределами Кореи, но и были созданы совместно с правительствами других стран. Отчаявшись получить помощь у Кризисные истории: смерть динозавра DaewooКризисные истории: смерть динозавра Daewooправительства, Ким Ву Чун эмитирует выпуск ценных бумаг на $13,5 млрд. Но правительство запрещает операции с ними. В качестве последнего, можно сказать символического акта гарантии перед кредиторами Ким Ву Чун закладывает все свое имущество на сумму более $1 млрд. Но поздно - кредитный рейтинг Daewoo падает до "мусорной" отметки, и в 2000 года промышленный гигант признается банкротом.
Началась пляска на костях. Daewoo motors, самый аппетитный кусок компании, приобрел его главный конкурент GM за смешную сумму в $250 млн (в то время как другие давали $4 млрд). Ким Ву Чун уехал из страны. Правительство объявило его в розыск, хотя глава компании, в принципе, и не скрывался. В 2005 году он вернулся в страну, был арестован и недавно освобожден по амнистии. От гиганта остались отдельные компании, не представляющие уже ни опасности, ни особого интереса для конкурентов.
Кстати: $50 млрд - в такую сумму оценивался доход 12 головных компаний конгломерата Daewoo за год до его банкротства в 2000 году.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.