Лекарство от кризиса: мы же не обезьяны - придумаем что-нибудь

Андрей Баранников

Об увольнениях "белых воротничков", расходах на PR в условиях кризиса и о том, где на самом деле есть проблема рассказали генеральный директор коммуникационного агентства SPN Ogilvy, глава компании "Такси-Блюз" и руководитель "НПП "Спецтехприбор".

Андрей Баранников, генеральный директор коммуникационного агентства SPN Ogilvy: "У наших европейских коллег сейчас приток заказов - в первую очередь по антикризисному PR. Но в любом случае сидеть сложа руки не стоит - нужно оптимизировать расходы, следить за рынком, адаптировать продукты. Мы дополняем пакет услуг спецпредложениями: обсуждаем ряд проектов коммуникационного сопровождения сделок по слиянию и поглощению и прорабатываем с клиентами антикризисные программы.
Не советую огульно сокращать PR-бюджеты: в условиях падения спроса конкуренция за потребителя возрастет - нужны будут креативные и эффективные инструменты, чтобы приобрести новых клиентов и удержать текущих. Последним нужно дать понять, что они остаются важны для вас, и сохранить с ними связь. Тогда вы выйдете из кризиса с пулом лояльных клиентов. Если же компания оказалась в критической ситуации, необходимо занять открытую позицию в отношениях со СМИ и показать, что вы владеете ситуацией".
Илья Шарков, генеральный директор компании "Такси-Блюз": "Число заказов такси уменьшилось. Возможно, это связано с тем, что люди начинают экономить. Возможно, это просто такая психология. Все сейчас в ожидании. А какого-то лекарства от кризиса нет. Увидим, что будет в ближайший год. Не исключаю, что ситуация ухудшится. Это мировой кризис. Мы все в одной лодке плывем, и, если Америке сейчас плохо, это не значит, что всем остальным будет хорошо. Но если в панику никто не впадет, то, конечно, все будет нормально.
Мы же не обезьяны - придумаем что-нибудь. К тому же это интересно! Зарплаты начнут уменьшаться. Мы пока никого сокращать не собираемся, у нас лишних людей нет, но многие работодатели предпочтут вместо двух лентяев взять одного хорошего специалиста. Будет много белых воротничков, которые вылетят со своих мест. У них начнутся проблемы с машинами и квартирами, взятыми в кредит, потому что халява закончилась. У нас ведь полстраны бездельников, никто ничего не производит".
Леонид Аронов, генеральный директор "НПП "Спецтехприбор": "Сейчас у многих начнет падать объем реализации, значит, на рынке начнется агрессивная политика и слабые сами уйдут. Жареный петух уже начеку. Огромная проблема на большинстве российских предприятий - очень плохая организация труда. Я участвовал в опросе руководителей по заказу КЭРППиТ. Выяснилось, что из нескольких десятков опрошенных предприятий в Петербурге единицы сертифицированы по системе менеджмента качества, да и то чаще всего по настоянию клиентов.
Поэтому проблема в голове, а не в банках. Мы сейчас внедряем у себя элементы системы менеджмента качества. Другое наше лекарство - расширение ассортимента и диверсификация бизнеса. Планируем тесно сотрудничать с Метрополитеном и РЖД, будем разрабатывать новую инновационную продукцию. Поэтому собираемся увеличивать число разработчиков".