Розничный бизнес пока ощущает кризис опосредованно. Однако не далек тот день, когда рост всего сегмента замедлится, а цены будут повышаться. Dpmoney рассуждает о перспективах ритейла с экспертами.
"Нельзя говорить о том, что фондовый рынок сейчас сильно
влияет на ритейл, скорее всего влияние ощущают лишь публичные компании. Хотя
косвенное давление оказывается – с рынка выводятся деньги деньги, что в первую
очередь скажется на ритейлерах и девелоперах", - говорит топ-менеджеров
"Копейки", попросивший не называть его имени. "В условиях общего кризиса все
стали более консервативными в своих планах по финансированию и развитию", -
добавил он.
"Отражение кризиса скорее опосредованное, непосредственного влияния пока не видно. Проблемы скорее возникнут у поставщиков", - считает вице-президент "Техносилы" Леонид Тюкавкин.
"Отражение кризиса скорее опосредованное, непосредственного влияния пока не видно. Проблемы скорее возникнут у поставщиков", - считает вице-президент "Техносилы" Леонид Тюкавкин.
Финдиректор "Азбуки Вкуса" Виктория Лубнина не согласна с
коллегами – она считает, что кризис уже начал оказывать влияние на бизнес
ритейлеров. По ее мнению, в результате будут снижены темпы роста.
"Повысятся цены, так как, во-первых, их повысит производитель, во-вторых,
розница заложит дороговизну заемных денег в цену", - заметила она.
С ней согласен директор по корпоративным финансам и
отношениям с инвесторами аптечной сети "36,6" Максим Архипов: "Давление на
розницу может трансформироваться в конечном итоге в сокращение точек продаж и в
повышение цен на ассортимент - в качестве защитной реакции", считает он.
"Розница перенесет груз дополнительных расходов на
потребителя, снизив на время обороты. Потом потребитель привыкнет к новым ценам
и все вернется "на круги своя", - добавила Виктория Лубнина.
Леонид Тюкавкин полагает, что кризис скажется на тех
ритейлерах, бизнес которых держится преимущественно на заемных средствах. Тем
компаниям, у кого есть стратегический инвестор, придется не так тяжко. "Пока вся
ситуация на ценах не отражается", - заметил топ-менеджер "Техносилы". Он
добавил, что на рынке электроники жесткая конкуренция, и просто так цены не
поднимешь. "В перспективе компании понесут убытки", - подытожил Леонид
Тюкавкин.
Представитель "Копейки" считает, что основой проблем
розничного бизнеса станет кредитный кризис. "Ставки по кредитам растут,
становится реально меньше банков-кредиторов. Так что следующий год будет сложным
для ритейла. Не избежать дефолтов и поглощения региональных игроков", - сказал
собеседник dpmoney.
"Гипотетически в нашей стране любой кризис приводит к острой
нехватке денег, все "ощетиниваются", перестают давать друг другу кредиты, а
выданные стараются любой ценой вернуть назад", - добавляет Максим Архипов
из "36,6".
"Ну а клиенты, естественно, в спешном порядке снимают
средства в банкоматах. При этом политика нашего ЦБ в плане регулирования
ликвидности банковской системы отличается от западных практик своей
избирательностью", - добавил он.
"Цены вряд ли повысятся, так как из-за кризиса покупательная
способность населения может существенно сократиться, а растущие цены тем более
их не привлекут", - говорит аналитик "Алемар" Екатерина Стручкова. "Темпы роста
могут замедлится в несколько раз. Планы по развитию никто из ритейлеров не
изменил - напротив, пока ритейлеры демонстрируют более чем высокие темпы роста",
- добавляет она.