Кризис оптом и в розницу

Розничный бизнес пока ощущает кризис опосредованно. Однако не далек тот день, когда рост всего сегмента замедлится, а цены будут повышаться. Dpmoney рассуждает о перспективах ритейла с экспертами.  

"Нельзя говорить о том, что фондовый рынок сейчас сильно влияет на ритейл, скорее всего влияние ощущают лишь публичные компании. Хотя косвенное давление оказывается – с рынка выводятся деньги деньги, что в первую очередь скажется на ритейлерах и девелоперах", - говорит топ-менеджеров "Копейки", попросивший не называть его имени. "В условиях общего кризиса все стали более консервативными в своих планах по финансированию и развитию", - добавил он.

"Отражение кризиса скорее опосредованное, непосредственного влияния пока не видно. Проблемы скорее возникнут у поставщиков", - считает вице-президент "Техносилы" Леонид Тюкавкин.
Финдиректор "Азбуки Вкуса" Виктория Лубнина не согласна с коллегами – она считает, что кризис уже начал оказывать влияние на бизнес ритейлеров. По ее мнению, в результате будут снижены темпы роста. "Повысятся цены, так как, во-первых, их повысит производитель, во-вторых, розница заложит дороговизну заемных денег в цену", - заметила она.
С ней согласен директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами аптечной сети "36,6" Максим Архипов: "Давление на розницу может трансформироваться в конечном итоге в сокращение точек продаж и в повышение цен на ассортимент - в качестве защитной реакции", считает он.
"Розница перенесет груз дополнительных расходов на потребителя, снизив на время обороты. Потом потребитель привыкнет к новым ценам и все вернется "на круги своя", - добавила Виктория Лубнина.
Леонид Тюкавкин полагает, что кризис скажется на тех ритейлерах, бизнес которых держится преимущественно на заемных средствах. Тем компаниям, у кого есть стратегический инвестор, придется не так тяжко. "Пока вся ситуация на ценах не отражается", - заметил топ-менеджер "Техносилы". Он добавил, что на рынке электроники жесткая конкуренция, и просто так цены не поднимешь. "В перспективе компании понесут убытки", - подытожил Леонид Тюкавкин.
Представитель "Копейки" считает, что основой проблем розничного бизнеса станет кредитный кризис. "Ставки по кредитам растут, становится реально меньше банков-кредиторов. Так что следующий год будет сложным для ритейла. Не избежать дефолтов и поглощения региональных игроков", - сказал собеседник dpmoney.
"Гипотетически в нашей стране любой кризис приводит к острой нехватке денег, все "ощетиниваются", перестают давать друг другу кредиты, а выданные стараются любой ценой вернуть назад", - добавляет Максим Архипов из "36,6".
"Ну а клиенты, естественно, в спешном порядке снимают средства в банкоматах. При этом политика нашего ЦБ в плане регулирования ликвидности банковской системы отличается от западных практик своей избирательностью", - добавил он.
"Цены вряд ли повысятся, так как из-за кризиса покупательная способность населения может существенно сократиться, а растущие цены тем более их не привлекут", - говорит аналитик "Алемар" Екатерина Стручкова. "Темпы роста могут замедлится в несколько раз. Планы по развитию никто из ритейлеров не изменил - напротив, пока ритейлеры демонстрируют более чем высокие темпы роста", - добавляет она.