Максим Резник : "На оттепель не надеялся"

Автор фото: "ДП"
Максим Резник

На прошлой неделе было прекращено уголовное дело в отношении Максима Резника. Главного петербургского "яблочника" обвиняли в избиении двух милиционеров, три недели ему пришлось провести за решеткой. Однако дело закончилось примирением сторон. О том, кто стоял за арестом оппозиционера и почему история завершилась именно таким образом, Максим Резник рассказал в интервью "ДП".

Как произошло примирение, почему милиционеры отказались от претензий к вам?
Инициатива исходила от так называемых потерпевших. Еще в июле сотрудники милиции обратились ко мне с просьбой встретиться. При встрече они заявили, что на самом деле были возмущены моим арестом. Мне запомнилась фраза одного из них: "Если бы на вашем месте был член "Единой России", посадили бы уже нас". По словам милиционеров, им было неприятно чувствовать себя заложниками политической ситуации, марионетками в чьих-то руках. Поэтому они приняли для себя решение написать заявление о прекращении уголовного дела. Что впоследствии и сделали.
Вам известно, как к этому отнеслось их начальство?
Нет, но надеюсь, что на карьере милиционеров это никак не отразится и у них не возникнет каких-либо проблем. В конце концов, они поступили как порядочные люди.
Кто, по вашему мнению, стоял за вашим арестом?
Я могу с большой степенью уверенности предполагать, кто именно решил посадить меня в тюрьму. Несмотря на то, что дело прекращено, я ничего не прощаю этим людям. Например, ничего не простил женщине с фамилией на букву "М". Не потому что тюрьма – не лучший способ времяпрепровождения. А потому, что слишком велик ущерб, нанесенный моим близким, в первую очередь, нервам и здоровью моей мамы. Разумеется, я прекрасно понимаю: если бы кто-то задался целью, чтобы мне все-таки вынесли обвинительный приговор и упрятали в тюрьму, он довел бы дело до конца. Почему этого не произошло? Возможно, у российского руководства хватает проблем и без меня. Не исключаю, что история с этим уголовным делом была инспирирована местными князьками, но не была согласована с федеральной властью. В результате федералы просто-напросто велели спустить это дело "по-тихому", не создавая никому проблем. Ведь вся эта история вызвала широкий резонанс, за меня заступались Юрий Шевчук, Александр Сокуров, Олег Басилашвили, Сергей Юрский...
А также тогдашний лидер "Яблока" Григорий Явлинский, который обсуждал ваш арест с Владимиром Путиным. И Путин, по словам Явлинского, обещал "разобраться" в ситуации...
Несмотря на все наши разногласия с Явлинским, я очень благодарен ему за то, как он себя повел в те дни. Что же касается Путина, то разбирался он или нет, я ничего сказать не могу. Могу лишь предположить, что сам факт этого разговора произвел неизгладимое впечатление на тех, кто стоял за моим арестом. Кстати, именно после встречи Путина и Явлинского мне была изменена мера пресечения на подписку о невыезде.
Главные ваши выводы в связи с этой историей?
Вывод один: мы, граждане России, абсолютно беззащитны перед произволом властей. Продолжу мысль милиционера, предположившего, что если бы на моем месте был "единоросс", его бы посадили: а если бы на моем месте был никому не известный человек, он бы сидел до сих пор. Никто ни от чего не застрахован – особенно, если у тебя есть позиция и ты ее отстаиваешь.
Многие сегодня говорят о том, что оттепели, на которую так надеялись в связи с избранием Медведева, так и не произойдет.
Кстати, лично я и не надеялся на эту оттепель. И думаю, что ситуация будет только ухудшаться. Для меня окончательно все встало на свои места после отказа в освобождении Михаила Ходорковского. Не хочу анализировать, насколько Медведев либеральнее в сравнении с Путиным. Система подавления инакомыслия работает по старой схеме. При этом если Дмитрий Медведев выступит, скажем, против строительства башни "Газпрома", мы будем с ним находиться в самом тесном союзе – как бы не были глубоки все наши разногласия.