Владимир Орлов – молодой одаренный аккордеонист, руководитель квартета "QuARTru".
Современный человек, прошедший "обработку" цивилизацией, ко многому привык,
пресытился, на многое не реагирует. Чтобы всколыхнуть его эмоции, искусство
вынуждено применять неожиданно сильные, подчас шокирующие средства.
Симфонический оркестр уже не устраивает композиторов, в него вводят электронику,
прибегают к спецэффектам.
С другой стороны в искусстве настало некое затишье. Мир давно не будоражат
гении, не слышно о глобальных открытиях, способных перевернуть мировоззрение
человечества. Как будто все, что могло, уже вызрело, и дальше нам нечего ждать.
Но я считаю – это затишье перед революцией в хорошем смысле. Пришло время
синтеза. Искусство выйдет на новый уровень и изменится качественно.
В музыке сейчас самое перспективное направление – синтез, сочетание
классических традиций, современных звучаний, джазовых ритмов и понятных
мелодических линий. Форма подачи крайне важна: чем она привлекательней,
соблазнительней, тем лучше. Главное, не подкачать с достойным содержанием. Время
сейчас хорошее, разноплановое – больше возможностей для экспериментов, легче
выбрать свой путь.
Давно хотел создать что-то новое, неординарное, но при этом востребованное и
жизнеспособное. Собрал квартет "QuARTru": аккордеон, рояль, виолончель, кларнет.
Состав инструментов необычный – аналогов на профессиональной эстраде нет. Однако
они прекрасно сочетаются по тембру и функционально дополняют друг друга. Мы
получили новое звучание, возможность играть максимальное количество музыки
минимальным составом и полную свободу в выборе репертуара – исполняем музыку
всех стилей и направлений. Подбор инструментов оказался универсален – квартет
практически заменяет оркестр.
Мы сделали ставку на зрелищность, взяв за основу идею Инструментального
театра. У музыки огромный потенциал. В ее звучании можно разглядеть танец,
живопись, поэзию, театр. Мы стараемся играть так, чтобы слушатель, придя на
музыкальный концерт, получал весь спектр ощущений. Мы любим эксперименты и с
удовольствием сотрудничаем с театрами.
Недавно в театре "Приют комедианта" состоялся наш театральный дебют: квартет
был задействован в спектакле "Подвенечная фата Пьеретты". Мы не только исполняли
специально для нас написанную оригинальную музыку, но были вплетены в действие,
играли роли. Сразу после премьеры получили ряд предложений о сотрудничестве с
крупными театрами.
Все ребята "QuARTru" – профессионалы, с кучей международных дипломов и
консерваторской аспирантурой за плечами. Я сознательно приглашал в квартет
известных музыкантов, полноценных солистов, а не студентов. Хотя студентами мне
было бы проще руководить. Но я считаю, что время авторитарных художественных
руководителей в ансамблях прошло. В "QuARTru" каждый музыкант самостоятельная
личность со своим мировоззрением, сильной школой. Гармоничное сочетание лидеров
дает нам нужный эффект, наделяя квартет внутренней силой.
Андрей Иванов – виолончелист "с именем". У него два высших образования.
Помимо превосходного владения инструментом, он композитор. Человек
умудренный, деловитый. Любит живопись, изучает ее законы. На сцене
работает спокойно, глубоко, но и в его тихом омуте можно расшевелить чертей
артистизма.
Ренат Раков – кларнетист – противоположность Андрея по характеру. Он самый
молодой, необузданный, по-хорошему – студент. Вносит живинку,
непосредственность. Бывает, подводит нас – ругаем его, но любим. Он лауреат
международных конкурсов.
Полина Иванова – фортепиано – наш фундамент. Талантливейший концертмейстер,
опытный. По характеру она спокойна, может охладить наши горячие головы, спустить
на землю.
Я – аккордеонист. Аккордеон – инструмент с интересной судьбой. С одной
стороны он полноправный академический инструмент, а с другой – самый народный.
Он существовал с давних времен, но профессионально обучать игре на аккордеоне
начали недавно. Аккордеон сохранил непосредственность, самобытность,
откровенность. Современные композиторы еще только начинают осваивать его
возможности.
Проект "QuARTru" - не основная наша работа. Я преподаю в консерватории и
музыкальном колледже, Полина – концертмейстер. У Андрея и Рената активная
исполнительская деятельность. С одной стороны это нам мешает регулярно
собираться на репетиции, а с другой стороны, зарабатывая таким образом деньги,
мы сохраняем независимость квартета. Независимость – наша позиция. Мы сами
организовываем концерты, ведем переговоры, находим площадки. Опять же сами
выпускаем диски: продумываем концепцию, осуществляем запись, занимаемся
оформлением. На нас не работает ни один менеджер, мы никому ничего не
должны.
Уезжать за границу не собираемся. Как говорит Андрей: "Надо иметь мужество,
чтобы жить здесь". Мы поездили по миру, убедившись, что хорошо там, где нас нет.
В чем-то музыкантам там жить легче, а в чем-то тяжелее. За границей меньше
возможности для самореализации. Европейское общество, при всех обозначенных
свободах, более зашеренное, закостенелое... У нас дышится свободней. Тем более в
Питере, наделенном особой атмосферой, которую ощущают люди искусства. Это город,
который не спешит, и как будто ожидает. Он наблюдает за нами и слушает нашу
жизнь. В его наблюдении есть что-то таинственное, как улыбка
Джоконды.