Идея открыть магазин по продаже карнавальных аксессуаров появилась у Сергея Соколова в безрадостном 1998 году. Сегодня он утверждает: таким бизнесом могут заниматься только фанатики.
Тяжелый 1998 год. Кризис. Дефолт. Ряды компаний малого бизнеса редеют на
глазах. Безработица. Люди осаждают банкоматы и устраивают ночные бдения около
банковских офисов. И в это время, сидя у себя на кухне, Сергей Соколов подумал:
"Хорошо бы открыть не просто бизнес ради бизнеса, а бизнес для души. Чтобы и
самому было приятно, и другим хорошо".
Подумал - и открыл. Уже 10 лет под брендом "Надувной опельсин" Сергей Соколов
продает воздушные шары, яркие карнавальные костюмы, парики, маски и аксессуары.
"Большой ассортимент необходим, чтобы выжить, - объясняет Сергей Соколов. -
Людям все время нужно что-то новенькое, свежее и оригинальное. Иначе им попросту
будет неинтересно".
Тогда, в 1998 г., Сергей Соколов уже не был новичком в бизнесе. До этого он
торговал мехами и промышленными алмазами. На покупку торгового павильона
площадью 73 м2 потратил $100 тыс., на закупку товара - еще около $30 тыс.
собственных средств. Так появилось ООО "Авалон-Арт". "Параллельно мы начали
заниматься оформлением праздничных мероприятий воздушными шариками, -
рассказывает Сергей Соколов. - А сегодня еще и предоставляем услуги по
организации праздников и развлечений, начиная с написания сценария, подбора
профессиональных артистов, заканчивая пошивом карнавальных костюмов". Со всем
этим справляется штат в 10 человек.
Вообще, по словам Сергея Соколова, этот вид бизнеса довольно нестандартен,
как и сам предмет торговли. "Почти 70% продаж приходится на Новый год, - говорит
он. - Но товар необходимо обновлять круглый год, это требует постоянных
вложений. А чтобы обновлять, нужно постоянно ездить в заграничные командировки,
что тоже требует инвестиций. В России и в странах СНГ не производят ни
карнавальных масок, ни праздничные париков".
Уже в процессе работы предприниматель пытался взять в банке кредит на
развитие бизнеса, но ни одно из 10 кредитных учреждений, в которые он обратился,
не смогло одобрить заявку. "Они вообще не считают бизнесом управление таким
узкоспециализированным магазином", - сетует Сергей Соколов. Праздничная
индустрия - в России довольно сложная для освоения ниша. И довольно рискованная.
Она первая ощущает колебания рынка. Малейший экономический спад - и тут же
снижаются продажи. "Если колбасу человек купит в любом случае, то без карнавала
и гавайских костюмов предпочтет пока обойтись", - отмечает Сергей Соколов.
С фирмой "Надувной опельсин" на рынке конкурирует несколько компаний. Однако
все они имеют разную специализацию и прямой, жесткой конкуренции другу другу
пока не составляют. Так, по словам Сергея Соколова, сеть магазинов "Веселая
затея" специализируется на воздушных шарах и бумаге и работает по методу "кэш
энд керри". А, например, в магазинах "Гришко" традиционно продаются маски, грим,
балетные пачки, а в последнее время еще и костюмы для танца живота.
Около трех лет назад для развития бизнеса Сергей Соколов предложил клиентам
еще одну услугу: интерактивные аттракционы. "В основном они востребованы на
корпоративных праздниках. Согласитесь, мало одеть людей в карнавальные костюмы,
нужно еще и создать атмосферу карнавала, - улыбаясь, отмечает он. - И
аттракционы с этой задачей справляются хорошо, да и сплачивают команду". Сергей
Соколов уверяет: такой вид бизнеса очень узок. Владельцы магазинов по продаже
карнавальных аксессуаров хорошо знают друг друга - не просто в границах своей
страны, но и во всем мире. Цикличность бизнеса обуславливает его дороговизну.
Например, только чтобы закупить товар сегодня потребуется не менее 6 млн рублей.
Торговая площадь должна находиться в собственности. В арендуемом помещении такой
бизнес попросту не сможет существовать