Как Zlatopramen со Staropramen рассорились

Пивоваренной компании "САН ИнБев", использующей бренд Staropramen, не удалось запретить в России схожий товарный знак - Zlatopramen. В других странах мира обе марки уживаются.

Пиво Zlatopramen разливает конкурент - ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес". Палата по патентным спорам отказалась аннулировать его регистрацию.
Арбитражный суд, в который обратилось ОАО "САН ИнБев" в надежде запретить продажи пива Zlatopramen в России, изучил многовековую историю спорных марок. В итоге суд признал их схожими до степени смешения и удовлетворил требования "САН ИнБев".
Однако на прошлой недели дело было пересмотрено президиумом Высшего арбитражного суда России (ВАС). Он установил, что две марки бесконфликтно сосуществуют на рынке многих стран Европы на протяжении многих лет. При этом сам правообладатель товарного знака Staropramen (чешская фирма Pivovary Staropramen A. S.) никогда и не оспаривал регистрацию похожей марки. А "САН ИнБев" обладает лишь неисключительной лицензией.
В итоге ранее принятые в пользу "САН ИнБев" решения были отменены, в иске отказано.
"Для чехов две марки - как мама и папа: похожие вроде слова, но очень разные, - отмечает менеджер по связям с общественностью ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес" Андрей Малафеев. - Мы были уверены, что в России примут решение, соответствующие мировой практике".
Алексей Шавензов, менеджер по связям со СМИ ОАО "САН ИнБев" (проигравшей компании), заявил, что считает преждевременным комментировать данное решение до оглашения мотивировочной части. Впрочем, постановление президиума ВАС окончательное и не может быть обжаловано.
Вице-президент Ассоциации патентоведов Петербурга Валерий Мордвинов считает, что проблема заключается в отсутствии четких критериев определения "сходства до степени смешения". Это и позволяет экспертам Роспатента в 80% спорных ситуаций решать вопрос "с учетом личности заявителя" либо по принципу "орел - решка".
"В итоге возникают сходные знаки. Например, только в отношении алкогольных напитков в базе данных в 2006 году присутствовало 42 принадлежащих разным заявителям товарных знака с одним и тем же словесным элементом "душа": "Душа монаха", "Душа монарха" и т. д. Тем не менее, этот факт не мешал этим обозначениям мирно сосуществовать на товарных рынках", - отметил он.
У обеих марок одна страна происхождения - Чехия, но пиво Zlatopramen начали варить с XVII века, а Staropramen - примерно на 200 лет позже. Однако в Россию второй знак пришел раньше - с марта 2003 года, тогда как Zlatopramen начало вариться здесь с 2005 года. По данным Nielsen, в 2007 году доля "САН ИнБев" составила 19,2% от общего объема продаж пива в стране, доля группы компаний "Эфес–Россия" - 8,6%.