Шопинг и сноубординг на даче у Бога

"Где катались?" – спрашивает дама в метро, видя у меня сноуборд и горный загар. "На даче у Бога", – просто отвечаю. Именно так называют свою страну жители Киргизии.

<b>Киргизы любят</b> давать своей небольшой стране пафосные туристические прозвища. Недавно бывшую советскую республику официально объявили родиной Санта-Клауса, а раньше называли "южной Швейцарией". Средняя Азия вообще и Киргизия в частности до сих пор не очень-то освоены русскими туристами. Максимум, куда наведываются россияне летом по старой советской привычке, – побережье соленого озера Иссык-Куль.
<b>О зимнем же туризме</b> в предгорьях Тянь-Шаня у нас известно мало. Бишкек, конечно, не Куршавель, но полная программа зимнего отдыха (сноубординг и горные лыжи, шопинг, ресторан) обеспечена. Правда, все это с выраженным местным колоритом. Для горных лыж в Киргизии природа создала все условия. Здешние склоны и вершины и в самом деле не уступают швейцарским Альпам.
<b>В бывшей Социалистической</b><b> республике Киргизия</b> многое сохранилось с советских времен: здания, парки, памятники. Горнолыжные базы в том числе. На многих и оборудование до сих пор советское, 30–40-летней давности. Новые базы стали появляться не так давно. Они находятся выше в горах, там имеются и кресельные канатные дороги, и прожекторы, и гостиницы.
<b>На небольших базах</b> есть только маленькое кафе, склон и подъемник. Кое-где еще практикуется бугельная канатная дорога. Это просто движущийся металлический трос, в прокате клиент получает бугель – веревку с дощечкой на одном конце и крючком. Нужно пристроить дощечку на манер сидушки, а крючок зацепить за трос.
<b>Электричество периодически</b> выключается. Происходит это неожиданно для катающихся и для персонала, перебои могут затянуться на неопределенное время. Зато здесь можно торговаться и легко договариваться. Хотя цены и так смешные. Подъемник стоит 200–300 сомов (1 сом – 0,7 рубля), инструктор – 500 сомов в день. Внизу возле склона в качестве экзотики гуляют лошади и ишаки. На большинстве склонов нет освещения, поэтому катальный день заканчивается с первыми сумерками, в 4–5 вечера.
<b>Те, кому в горах</b> экзотики недостаточно, могут выехать в город и пойти за покупками. Чтобы прочувствовать дух Киргизии, нужно отправляться на рынок. При этом лучше взять кого-то из местных – рынки тут такие, что на них легко заблудиться. Самый известный – Дордой, размером с микрорайон. Это оплот местной коммерции – люди, имеющие "контейнер (торговое место) на Дордое", считаются зажиточными – стоимость контейнера сопоставима со стоимостью дачи в горах. Купить здесь можно почти все: хочешь – настоящий китайский Adidas, хочешь – блузку с D&amp;G во всю спину. Хотя, если постараться, можно найти действительно очень приличные вещи.
<b>Но, чтобы покупать</b> на Дордое, надо сначала полюбить его. Стоит все в 2–3 раза меньше, чем на наших рынках, торговаться не только можно, но и необходимо, даже если ты не проявляешь активности, торговцы радостно предлагают скинуть 10–20 сомов.
<b>За национальными вещами</b> лучше поехать на Ошский рынок. Только там понятно, что такое настоящий восточный базар. Продают все и вперемешку. Кумыс и прокладки, колбасу и мыло. На огромных телегах вкуснейшие тандырные лепешки. Если лепешка падает, ее просто поднимают и кладут на место – обычное дело. Для туристов здесь войлочные тапки и шляпы: войлок – многовековой промысел киргизов. Есть расшитые халаты, кустарные музыкальные инструменты, четки, амулеты. Киргизия не очень подходит для тех, кто ценит в отдыхе безупречный сервис и идеальные условия. Он скорее для тех, кто жаждет аутентичности, экзотики и какой-то наивности.<br><i>Анастасия Смирнова, "ДП"</i><i></i>