16:4111 октября 200716:41
19просмотров
16:4111 октября 2007
Ох, что-то будет. Эра путинского застоя заканчивается. Письмо главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Черкесова, опубликованное в "Коммерсанте", казалось, должно было обратить внимание президента на зашедший слишком далеко скандал, а тот в свою очередь - положить конец сваре силовиков, уже перешедшей все границы принятых в окружении президента норм.
<b>Но скандал только развивается</b>. В ночь со вторника на среду сотрудники Следственного комитета предъявили обвинения в коррупции задержанным ранее трем высшим чинам антинаркотического ведомства.
<b>Теперь, после письма Черкесова</b>, уже полстраны знает расклады: глава Минюста Владимир Устинов и директор ФСБ Николай Патрушев интригуют против генпрокурора Юрия Чайки и председателя ФСКН Виктора Черкесова. Чайка и Устинов с переменным успехом бьются за Генпрокуратуру, Патрушев отбивается от Черкесова, желающего занять пост директра спецслужбы. Все это было малоинтересно, а главное безвредно. На то и чиновники, чтобы подсиживать друг друга.
<b>Даже само собой появилось</b> объяснение: чехарда среди силовиков полностью устраивает Путина. Разделил и властвует. Может быть, года полтора назад так и было. Прошлым летом президент снял с должности генпрокурора Устинова. А в сентябре минувшего года Путин отправил в отставку 19 высших офицеров ФСБ и чиновников. Снова как-то само собой возникло объяснение: коррупция, все они причастны к делу "Трех китов". Как выражаются в их кругах, "пострадали за экономику".
<b>В окружении силовиков</b> ходят тревожные разговоры, будто Чайка и Черкесовым принесли президенту "пленочки" на задержанных офицеров с якобы "антигосударственным содержанием". И, опять же якобы, Путин был в неистовстве, и в результате появился указ о снятии с должностей. Конечно, записей никто из собеседников не слышал, говорят, пленки вообще были скомпилированы. Но интересен сам факт сомнения. Выходит не за "экономику" офицеров прижали, а за политику? Многие во власти мучаются, вокруг идет какая-то новая игра, по каким-то неведомым правилам.
<b>Карта боевых действий</b> стала совсем уж запутанной. В Счетной палате Сергея Степашина идут аресты и обыски. Пресса и собеседники в спецслужбах приписывают участие в войне руководству Федеральной службы охраны (ФСО) и первым лицам МВД, за исключением самого министра Рашида Нургалиева. Тот, якобы, от борьбы самоустранился.
<b>Вовсю работает Следственный комитет</b> Александра Бастрыкина, который уже обещает "поднять" дело погибшего при невыясненных до конца обстоятельствах журналиста "Новой газеты", депутата Госдумы Юрия Щекочихина.
<b>Давайте посчитаем:</b> ФСБ, ФСО, Счетная палата, Минобороны, МВД, Генпрокуратура, ФСКН, Минюст. Вне игры получается только МЧС Сергея Шойгу и СВР с Михаилом Фрадковым. Служебная склока давно превратилась в схватку на уничтожение. Чью бы сторону не принял верховный арбитр, дела зашли так далеко, что даже трудно представить, как все это остановить.
<b>У нас, оказывается,</b> на диво богатая политическая жизнь. Просто пока не было письма Черкесова, до народа доносилось лишь слабое эхо. Нападение на управление антинаркотического ведомства в Нальчике в 2004 году, по мнению Черкесова, произошедшее при осознанном попустительстве ФСБ, рокировка Устинов-Чайка, убийство Политковской, отставка 19-ти сановников, близких к Патрушеву, появление Следственного комитета, ослабившего Генпрокуратуру, теперь вот арест сотрудников ФСКН. Какой же тут застой? Все бурлит, не слабее чем в Украине, просто мы не сразу видим.
<b>Если рассматривать происходящее</b> как политический конфликт властных группировок, то появление письма Черкесова с обращением к либеральной аудитории "Коммерсанта" выглядит вполне логичным. Оцените, как неудачно появилась статья. Выборы в Госдуму, рост цен, неопределенность с третьим сроком Путина. А может быть и удачно, это как посмотреть. Теперь можно с интересом ждать реакции президента. Публичной реакции. Он нам ведь чем ценен - стабильностью. А ею сейчас даже и не пахнет.