Сотовых операторов расставили по местам

По итогам 9 месяцев 2005 года «Мегафон» и «Вымпелком» демонстрируют динамику роста доходов, МТС пока отстает, но лидирует по доходам.

Аналитическое агентство J'son & Partners опубликовало аналитический отчет по ситуации на сотовом рынке России.<br>Согласно данным агентства, в ноябре количество абонентов сотовой связи в России выросло до 118,9 млн., общий уровень проникновения достиг 81%, в Московской лицензионной зоне уровень проникновения составил 132%. Разумеется, под "абонентами" в данном случае понимаются числящиеся активными сим-карты, а проникновение рассчитывается на основе данных переписи населения, огромное же число иногородних, проживающих в той же Москве, не учитывается. По данным ИАА "Неделя Сотовых Технологий", реальное проникновение в целом по России приблизительно на треть меньше, а в крупных городах меньше примерно в полтора раза. <br><br><b>Рост замедляется</b><br>Совокупный прирост абонентской базы в ноябре составил 3,2 млн. абонентов (в октябре прирост составил 3,6 млн.), за месяц абонентская база увеличилась на 2,8%. Объем ежемесячного прироста абонентской базы сокращается четвертый месяц подряд. <br><br><b>МегаФон растет быстрее всех</b><br>В III квартале 2005 г. доходы российских операторов сотовой связи составили $2,87 млрд., что на 16% больше, чем во II квартале, и на 39% больше показателей III квартала 2004 г. По уточненной оценке J&P, объем рынка сотовой связи в 2005 г. составит $10,4 млрд., что на 35% больше результатов прошлого года. Среди операторов «большой тройки» наиболее высокие темпы роста доходов демонстрирует Мегафон, выручка которого в III квартале была на 61% больше, чем год назад. Доходы Вымпелкома за год выросли на 45%. Медленнее конкурентов и рынка в целом растет МТС, доходы которого в России увеличились на 20%. Доходы региональных операторов в сумме выросли на 16%.<br><br><b>МТС пока лидирует</b><br>Несмотря на медленный рост, в третьем квартале компания МТС сохранила лидерство на российском рынке по объему доходов, заняв 35% рынка и опередив ближайшего конкурента – Вымпелком - на 5%, в свою очередь Вымпелком на 7% опередил третьего общенационального оператора - Мегафон. Доля компании МТС в доходах российских сотовых операторов за год с III квартала 2004 г. по III квартал 2005 г. сократилась с 40% до 35%. Одновременно Вымпелком и Мегафон увеличили свои доли соответственно на 3 и 4%. Доля региональных операторов уменьшилась с 14% до 12%. Благодаря высокому ARPU доля Мегафона по доходам на 4 процентных пункта выше доли компании в абонентской базе. В то же время Вымпелком, уступая конкурентам по уровню ARPU, по объему доходов занимал меньшую (на 4%) долю рынка, чем по количеству абонентов.<br><br><b>40 миллионов каждому</b><br><br>В ноябре численность российских абонентов Вымпелкома превысила 40 млн. человек. Месяцем ранее тот же рубеж был преодолен компанией МТС. Лидерство по темпам роста абонентской базы удерживает среди крупных и средних операторов нижегородский оператор Мотив, который с начала года уже практически удвоил количество абонентов. Также существенно быстрее операторов «большой тройки» увеличивают количество своих абонентов Байкалвестком в Иркутской области и НТК в Приморском крае.<br><br><b>Регионы догоняют</b><br>Доля регионов в абонентской базе в целом по Российской Федерации на<br>конец ноября 2005 года составила 81%, уровень проникновения без учета Московской и Санкт-Петербургской лицензионной зон достиг 73%. Наибольшее проникновение среди укрупненных регионов - в Северо-Кавказском (80%) и Северо-Западном (без учета Санкт-Петербургской лицензионной зоны - 77%) регионах. По-прежнему по уровню проникновения услуг сотовой связи отстает Дальневосточный макрорегион (53%).<br>По количеству абонентов после Москвы и Московской области лидируют Центральный (19 млн. человек) и Поволжский регионы (17,5 млн.).<br><br>Источник: J'Son & Partners<br><br>