Банки начинают биться за эквайринг

Оборот безнала в торговле - $2,5 млрд в месяц

Оборот безнала в торговле - $2,5 млрд в месяц<BR> СПб. Иногородние банки начали вытеснять местных игроков с рынка обслуживания безналичных платежей в торгово-сервисных предприятиях, оцениваемого в $150 млн в месяц.<BR> Сейчас объем этого рынка составляет всего 5-7% от общего оборота пластиковых карт, который эксперты оценивают в $2,5 млрд, соответственно, его потенциал огромен.<BR> <B>Лучшие условия</B><BR> Петербургский филиал ОАО "Банк Москвы" переманил в свои эквайринговые сети магазины бытовой техники "Мойдодыр". "Раньше у нас был договор эквайринга с двумя другими банками, но в последнее время их тарифы и сервис нас перестали устраивать, -- поясняет директор розничной сети "Мойдодыр" Александр Примаченко. -- Банк Москвы предложил нам свои услуги эквайринга на более выгодных условиях". "Мы отдаем себе отчет в том, что на этом рынке очень жесткая конкуренция, -- заявляет начальник отдела развития пластиковых карт Банка Москвы Федор Бородин, -- но мы к ней готовы, так как у нас свои серьезные преимущества".<BR> Это не первый случай в Петербурге, когда магазин расторгает договор эквайринга с одним банком и предоставляет право обслуживать своих безналичных покупателей другому. Внезапно отказаться от банка практически невозможно, так как банки изначально стараются себя обезопасить от подобного поведения: бесплатно устанавливают в магазине необходимое для приема безналичных платежей оборудование, обучают персонал, организуют круглосуточный сервис и предоставляют комплексы безопасности по борьбе с мошенничеством. За все эти услуги банк взимает комиссию от общего оборота безналичных средств. И именно ее размер и становится причиной разногласий между банками и магазинами.<BR> <B>Борются за сотые доли</B><BR> Как полагают участники рынка, эквайринг в Петербурге слишком испорчен. "Сейчас вовсю идет борьба за сотые доли процента комиссии, -- полагает заместитель председателя правления ОАО "Банк "Санкт-Петербург" Павел Филимоненок, -- а в крупных торговых сетях иногда доходит до того, что банк вообще работает по себестоимости". Общее мнение экспертов, что комиссии уже достигли своего исторического минимума и ниже 1,7% они уже не опустятся. По словам директора петербургского филиала ОАО "АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ" Сергея Шубаева, в любом случае общество должно стремиться к нормальной экономической модели, так как во всем цивилизованном мире доля безналичных платежей существенно превышает наличные. Магазины, не желающие устанавливать у себя оборудование для приема пластиковых карт, теряют своих клиентов. Поэтому конкурентная борьба идет не только за размер сотой доли процента комиссии, но и за качество целого ряда дополнительных банковских услуг для предприятия: от простого банковского обслуживания до устанавливаемых процентов за кредиты. <P> <B>факты</B><BR> - Эквайринг -- осуществление расчетов с предприятиями торговли и услуг по операциям, совершаемым с использованием банковских карт.<BR> - За услуги эквайринга банк взимает с торговой точки комиссию от 1,7 до 5% от оборота безналичных средств.<BR> - Оборудование для приема пластиковых карт установлено в более чем 5 тыс. торговых точек.<BR> - Число эмитированных банками пластиковых карт за 10 месяцев 2004 г. выросло на 400 тыс. и по состоянию на 01.10.2004 г. составило 3,6 млн штук.