Юрий Григорович: "Не хотим ни с кем спорить..."

Я никогда никого не приглашаю. Если человек хочет -- он приходит, не хочет -- пожалуйста, не держу

Я никогда никого не приглашаю. Если человек хочет -- он приходит, не хочет -- пожалуйста, не держу<BR><br>СПб. В пятницу балетная труппа Юрия Григоровича -- легендарного хореографа-изгнанника -- начинает свои гастроли в Петербурге.<br><P><br>-- Что увидят петербуржцы, пришедшие на ваши спектакли?<BR><br>-- Мы покажем свой коллектив -- молодую труппу. И спектакли мы выбрали такие, которые не идут в Петербурге. Надежда -- понравиться петербургской публике.<br><P><br>-- Ожидается, что в гастролях примет участие скандальная прима, повторившая ваш маршрут (Москва -- Краснодар), -- Анастасия Волочкова. Как вам работается с Волочковой?<BR><br>-- Я никогда никого не приглашаю. Если человек хочет -- он приходит, не хочет -- пожалуйста, не держу. Появление в нашем театре Волочковой -- ее желание. Она подписала контракт на год. Это взвинтило прессу. Поначалу и в труппе были всякие разговоры. Но Настя ведет себя очень достойно в отношении своих коллег. Она, как все, ежедневно репетирует, ходит на уроки. Успех Краснодарского театра балета -- это успех какого-то одного коллектива, который идет за одним мастером. Как у Мейерхольда, Таирова, Станиславского. Очень важно, чтобы рядом работали единомышленники.<br><P><br>-- Вы следите за тем, что происходит в наших главных балетных театрах?<BR><br>-- После перестройки мы много потеряли в балете. Была цензура. Если раньше гастролировали коллективы действительно высокой марки, то сегодня возникло множество непонятно откуда взявшихся театров, руководители которых порой понятия не имеют, что такое настоящее балетное искусство.<BR><br>Я считаю, что великое искусство классического танца и велико тем, что впитывает в себя все, что видит, -- от бытовых танцев до спорта. Недаром все большие театры начинают свой день с классического экзерсиса. Не говорю, что легко освоить систему модерна. Но тем, кто ее освоил, станцевать классическую вариацию порой невозможно.<BR><br>Хотя для искусства очень важно иметь экспериментальные театры. С другой стороны, в последние годы увеличивается интерес к абстрактному танцу, но утрачивается -- к спектаклю, к рассказу.<br><P><br>-- Что для вас нынешний приезд в Петербург в эмоциональном плане?<BR><br>-- Каждый раз, когда я приезжаю сюда, для меня это что-то большое: большие, в основном радостные, воспоминания. Поэтому большая радость, что я приехал сюда с большим коллективом. Сейчас я хожу по этим залам и вспоминаю: вот здесь я встречался со Свиридовым, здесь -- с Волковым, там -- с Хачатуряном. Думаю о своем учителе -- Федоре Лопухове, о Вагановой, Петре Гусеве. Это удивительное место.<br><P><br>-- Может ли сложиться такая ситуация, что вы приедете в Петербург работать с труппой Мариинского театра?<BR><br>-- Видите ли, я хожу в гости, когда меня приглашают. Приеду, если позовут.<br><P><br><B>факты</B><BR><br>- Юрий Григорович имеет едва ли не все существующие награды и почетные звания.<BR><br>- Постановки Григоровича идут в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.<BR><br>- Он ставил в римском Колизее, лондонском Альберт-холле, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции, на спортивной арене Лужников (Олимпийские игры, 1980 г.).<BR><br>- В 1997 г. Григорович организовал в Краснодаре собственную балетную компанию.<BR><br>- После ухода Владимира Васильева из Большого театра Юрия Григоровича снова зовут в Москву. Он возобновил в Большом "Лебединое озеро", "Раймонду" и "Легенду о любви", поставил с труппой Кремлевского балета "Ивана Грозного" и "Лебединое озеро".<BR><br>- Параллельно мастер проводит всероссийский конкурс "Молодой балет России" в Краснодаре.