Балтийский балкерный терминал достроили

В течение ближайшей недели планируется закончить строительство второй очереди комплекса минеральных удобрений ЗАО "Балтийский балкерный терминал", входящего в группу компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".

<BR><BR><BR>В течение ближайшей недели планируется закончить строительство второй очереди комплекса минеральных удобрений ЗАО "Балтийский балкерный терминал", входящего в группу компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".<BR>По данным пресс-службы компании, вторая очередь балкерного терминала будет принята рабочей комиссией и запущена до конца 2002 года. После тестовой эксплуатации уже в начале 2003 года вторая очередь комплекса минеральных удобрений будет приниматься государственной комиссией.<BR>По словам генерального директора ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Игоря Русу, строительство специализированных перевалочных комплексов позволит значительно увеличить грузооборот порта.<BR>Значимость и приоритетность проекта по строительству комплекса минеральных удобрений обусловлены ростом российского экспорта минеральных удобрений и растущим спросом на их перевалку при отсутствии специализированных комплексов на Северо-Западе РФ.<BR>Около 80% поставляемых из России на экспорт минеральных удобрений перегружалось до недавнего времени в морских портах сопредельных государств.<BR>Строительство и основное финансирование универсального перегрузочного комплекса минеральных удобрений "Балтийский балкерный терминал" ведется ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" совместно с ОАО "Уралкалий" -- предприятием, входящим в число крупнейших в мире производителей калийных удобрений.<BR>На сегодня стоимость проекта для инвесторов составляет порядка $80 млн (без учета стоимости подъездных путей и гидротехнических сооружений), из которых уже освоено около $60 млн. Кроме введенной в эксплуатацию первой очереди комплекса уже построены склад №2 для хранения азотно-фосфорных удобрений, пересыпная станция и соответствующие галереи, связывающие эти объекты. В 2003 году будет построена дополнительная станция разгрузки вагонов.<BR><BR><B>Полная мощность</B><BR>Строительство гидротехнических сооружений, входящих в состав комплекса, осуществляется Морской администрацией порта СПб. На сегодня построен 107-й причал, в ближайшей перспективе планируется строительство 106-го причала. Одновременно реализуется проект модернизации железнодорожной станции Автово; построена и введена в эксплуатацию автомобильная эстакада на проспекте Стачек, обеспечивающая увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры на подходе к третьему и четвертому районам порта.<BR>Выполненные работы позволят довести пропускную способность первой очереди терминала к концу 2002 года до расчетной -- 3 млн тонн в год. Общая пропускная способность терминала -- 5-7 млн тонн калийных и азотно-фосфорных удобрений в год. Вывод комплекса на полную проектную мощность предполагается в 2003 году.<BR><BR><B>Скорость погрузки</B><BR>Технологические решения, предусмотренные проектом, по данным пресс- службы ОАО "Морской порт СПб", не реализованы ни в одном из российских портов. Все технологическое оборудование подбирается таким образом, чтобы в зависимости от производственной необходимости обеспечить работу по прямому варианту "с колес на судно" или по схеме "вагон -- склад -- судно". Скорость погрузки на предусмотренном проектом оборудовании составляет 3 тыс. тонн минеральных удобрений в час -- такова пропускная способность магистрального конвейера, причального фронта, склада и станции разгрузки вагонов. В целом на механизацию и автоматизацию технологических процессов затрачено порядка $7 млн. Численность персонала комплекса с учетом трехсменной работы и наличия вспомогательных служб составит около 300 человек. Во время производства работ персонал не находится внутри производственных помещений, так как задается специальная программа и компьютер управляет подачей груза, разгрузкой и т.д. Оператор с помощью системы теленаблюдения контролирует работу оборудования и имеет возможность перевести управление на ручной режим.<BR><B>Герметизация</B><BR><B>сооружений</B><BR>Комплекс оборудован четырьмя степенями защиты: герметизацией всех сооружений от станции с вагонами до трюма судна; системой аспирации (обеспыливания); активной системой реагентного пылеподавления (в конце технологической цепочки, при подаче минеральных удобрений в трюм судна, работает установка, подающая реагент, которая связывает и не позволяет грузу распыляться); пылеподавляющей насадкой на судопогрузочной машине, работающей непосредственно в трюме судна.<BR>Очистные сооружения, по данным порта, не имеют аналогов ни на одном терминале мира (в процессе работы над этим проектом оформлены два патента на изобретения). Это оборудование для очистки сточных и ливневых вод, устанавливаемое специально для того, чтобы предотвратить попадание вместе со сточными водами в почву и акваторию загрязнений.<BR><BR><B>Экономия на перевалке</B><BR>Комплекс минеральных удобрений оснащен гибкой информационной системой. Она позволяет клиентам ЗАО "Балтийский балкерный терминал" в режиме реального времени отслеживать продвижение своих грузов на всем пути следования -- с момента загрузки на терминал и до погрузки на судно. На терминале будет осуществляться входной и выходной контроль груза. Система позволяет исключить возможные задержки перевалки грузов из-за некорректно оформленных документов, потери части документов по пути следования или несоответствия груза каким-то условиям. Все управление терминалом компьютеризировано. При аварийной остановке производства действие информационной системы не заканчивается: она переходит в соответствующий режим, проводит диагностику и поиск неисправности и дает рекомендации по ее устранению.<BR>По данным ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", окончание строительства терминала обернется для российских производителей экономией в $10-12 с каждой переваленной тонны груза. Сейчас эти деньги уходят в порты и железные дороги сопредельных государств. По расчетам экспертов порта, стоимость перевозки одной тонны калийной соли по маршруту Соликамск -- Санкт-Петербург -- Роттердам с учетом сквозного тарифа дешевле в среднем на $10, чем аналогичная перевозка через порт Вентспилс.<BR>Строительство комплекса увеличит грузооборот порта Санкт-Петербург, что увеличит налоговые поступления в бюджет (ожидаемые доходы городского и федерального бюджетов составят более $12,5 млн в год).<BR><BR><B>Специализированный комплекс по перевалке минеральных удобрений</B><BR>-- причал №107, оборудованный двумя судопогрузочными машинами, производительность которых не уступает складским кранам. Каждая судопогрузочная машина имеет производительность 1,5 т в час, что обеспечивает погрузку практически любого судна водоизмещением до 60 тыс. т;<BR>-- две станции разгрузки, предусматривающие возможность постановки под разгрузку шести вагонов-минераловозов одновременно с циклом 9-15 мин. Станция разгрузки вагонов оборудована шестью бункерными устройствами объемом по 70 м3, каждое из которых оснащено челюстными затворами с гидроприводом и современной системой аспирации, что обеспечивает эффективную работу в условиях коррозии, конденсирования влаги и других вредных факторов;<BR>-- два склада под калийные и азотно-фосфорные удобрения (емкость склада калийных удобрений составит 150 тыс. т, азотно-фосфорных -- 120 тыс.т);<BR>-- сеть галерей и пересыпных станций. 12 крытых конвейерных галерей, где смонтировано 29 конвейеров общей протяженностью 4,5 км. Каждый конвейер способен транспортировать по 1,5 тыс. т в час;<BR>-- причальный фронт;<BR>-- железнодорожный парк, состоящий из четырех приемо-отправных и двух рабочих путей -- на них будут подаваться вагоны под разгрузку.<BR><BR>Компании, желающие рассказать читателям "Делового Петербурга",<BR><B>о своих подразделениях, решающих логистические задачи, могут связаться с редакцией</B><BR>по e-mail: olegsh@dp.ru,<BR>тел.: 326-97-00,<BR>редактор рубрики Олег Ширяев.<BR>