00:0012 сентября 200200:00
9просмотров
00:0012 сентября 2002
Рынок бизнес-образования в Петербурге весьма насыщен. В городе действуют около 200 крупных и мелких организаций подобного профиля.
Читайте также:
Выпускники российских программ МВА объединяются в клубы
<BR><BR>Рынок бизнес-образования в Петербурге весьма насыщен. В городе действуют около 200 крупных и мелких организаций подобного профиля.<BR>Среди программ профессиональной переподготовки наибольшим спросом пользуются программы по финансовому менеджменту, актуальны программы по бухгалтерскому учету, по управлению персоналом предприятий и маркетингу. Диплом о присвоении степени не просто красивое свидетельство. Выпускники бизнес-школ быстрее делают карьеру, увеличивая свою зарплату за несколько лет в 2-3 раза.<BR><BR><B>Бизнес-всеобуч</B><BR>История российского MBA началась еще во времена Советского Союза. Все началось с постановления ЦK КПСС и Совета Министров СССР о демонополизации внешней торговли. Руководителей советских предприятий-экспортеров, работников обкомов и министерств нужно было срочно "выводить в свет", иначе говоря, как-то научить общению с западными партнерами.<BR>В 1988 году были созданы первые советские бизнес-школы: Высшая коммерческая школа (ВКШ) при Министерстве внешнеэкономических связей и Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Чуть позже появилась Московская международная школа бизнеса МИРБИС по Межправительственному соглашению СССР и Италии. В 1989 году была создана первая негосударственная бизнес-школа -- Школа международного бизнеса МГИМО (ныне Институт бизнеса и делового администрирования).<BR>В начале 1990-х годов новые бизнес-школы стали расти как грибы после дождя. Однако, по оценкам специалистов, заслуживающих доверия учреждений насчитывается не более двух десятков. Большинство из них расположены в Москве и Петербурге.<BR><BR><B>Суть вопроса</B><BR>Учебный год во многих российских бизнес-школах начинается 1 октября. Серьезные программы МВА по своему содержанию незначительно отличаются от западных аналогов, разве что стоят дешевле. Не все российские программы MBA эквивалентны по качеству, и не все из них признают работодатели.<BR>При выборе бизнес-школы могут помочь европейские или американские критерии -- аккредитация школы или программы в солидной организации: AACSB, AMBA или EQUIS. Конечно, программы, не прошедшие аккредитацию, дешевле и менее продолжительны, но пользуются меньшим спросом у работодателей.<BR>Свидетельствами о международной аккредитации своих программ могут похвастаться единичные бизнес-школы. Это не говорит о том, что все остальные -- программы второго сорта. Просто Россия слишком поздно вошла в клуб MBA. Задача отечественного бизнес-образования -- решить проблему раз и навсегда, то есть не для каждой отдельной школы, а на государственном уровне. Должна быть единая российская аккредитация, соответствующая мировым стандартам, тогда ей будут доверять во всем мире.<BR>В 1990 году бизнес-школы создали Российскую ассоциацию бизнес-образования (РАБО). Члены ассоциации долгое время боролись за официальное признание программ МВА в России. Лишь в 1999 году министр образования РФ Владимир Филиппов подписал Приказ "Об организации профессиональной переподготовки в области делового администрирования по программам MBA". Появилась квалификация "мастер делового администрирования", был установлен соответствующий государственный диплом, определены требования к подготовке менеджеров по этой программе.<BR><BR><B>Свой путь</B><BR>Сторонники российского MBA выдвигают несколько доводов в пользу своей точки зрения. Так, говорят они, вряд ли можно считать недостатком повышенное внимание к российским реалиям. Наоборот, знание российской специфики оказывается порой полезнее для менеджера, который связывает свое будущее и будущее своей компании именно с Россией. Есть и другие отличия. Например, западный и российский стиль управления персоналом отличаются кардинально.<BR>Во всех бизнес-школах, как в России, так и за рубежом, студенты разбирают на занятиях так называемые кейсы. Case studies, то есть разбор случаев из практики, -- обязательная часть подготовки менеджера. У западных кейсов с российской действительностью нет ничего общего. Российские кейсы стремительно устаревают, так как страна динамично развивается. Международный центр учебных материалов создает библиотеку российских кейсов, но из-за закрытости российских предприятий нет доступа к информации об их развитии, а это составляет основу кейса. Эту проблему многие российские бизнес-школы пока решают в одиночку.<BR>Программы MBA бывают очными, вечерними и модульными; наибольшей популярностью пользуются последние две формы обучения, поскольку слушатели, как правило, заняты на работе. Модульные разработаны для иногородних слушателей. Бизнесмены учатся дома, а в школу приезжают на сессию. Яркий пример модульного обучения -- Стокгольмская школа экономики в Петербурге. За время обучения слушатели приезжают в школу 15 раз для тренингов и сдачи экзаменов. Это происходит раз в 1,5 месяца, и каждый такой модуль длится несколько дней.<BR>Петербург для своих занятий выбрали организаторы программы Global Executive MBA. Ее проводит Шведский торговый совет совместно с Копенгагенской бизнес-школой. Хотя обучение проходит дистанционно, каждые 3 месяца студенты с преподавателями встречаются в разных городах Америки, Европы и Азии. Все города выбраны не случайно. Например, в Китае базовым городом стал Шанхай.<BR>Организаторы программы уверены, что это город наиболее перспективен для развития бизнеса. По этой причине городом, представляющим Восточную Европу, стал Петербург. "Это ведь не только окно в Европу для русских, но и ворота в Россию для европейцев, -- уверен менеджер Шведского торгового совета Хассе Карлссон. -- С точки зрения изучения рынка и бизнеса Петербург предоставляет огромные возможности".<BR>Все студенты -- молодые люди в возрасте до 30 лет с хорошим образованием, понимающие, что деньги, вложенные в образование, принесут хорошие дивиденды. За обучение платят не сами менеджеры, а их работодатели, которые заинтересованы в этой программе не меньше самих студентов. Ведь это основная проблема небольших компаний -- как удержать у себя молодых профессионалов, которые знают себе цену. Менеджеры же осознают, что их стоимость после такой программы только повысится.<BR><B>История мастера</B><BR><BR><BR>История степени MBA (Master of Business Administration) началась более 100 лет назад. Первыми "мастерами делового администрирования" стали выпускники бизнес-школы Дортмутского колледжа (штат Нью-Гемпшир, США) в 1901 году. Поскольку преподававшиеся дисциплины были тесно связаны с потребностями производства и рынка, квалификация MBA быстро получила признание среди студентов и работодателей.<BR>В Европе первые бизнес-школы появились только после II мировой войны в Лондоне и Манчестере в конце 1960-х годов. Чуть позже подобные учебные заведения стали появляться и на континенте.<BR>Сейчас образование по программе MBA можно получить в университетах и бизнес-школах, которые, как правило, являются подразделениями университетов.<BR>Учеба с ежедневными лекциями, семинарами и неизменными экзаменами продолжается 1-2 года. Обычно в бизнес-школу нельзя поступить сразу после получения диплома о высшем образовании -- необходим опыт работы.<BR>Гарантией качества программы MBA и статуса диплома может служить аккредитация учебной программы. Из множества национальных аккредитационных организаций наиболее авторитетными являются три организации: Американская ассамблея школ бизнеса, Ассоциация MBA и Европейская система улучшения качества.<BR>В США и Канаде аккредитацией программ занимается Американская ассамблея школ бизнеса (The Association to Advance Collegiate Schools of Business, AACSB). При поиске информации необходимо учитывать, что AACSB проводит аккредитацию не только программ MBA, но и программ других уровней.<BR>В континентальной Европе аккредитацией программ MBA занимается так называемая Ассоциация MBA (The Association of MBAs, AMBA). Аккредитация бизнес-школ осуществляется по нормам Европейской системы улучшения качества (European Quality Improvement System, EQUIS) (Ф.Ш.)