"Пятерочка" "колбасится" по полной программе

Российский потребительский рынок все чаще становится ареной конфликтов между производителями и розничными торговцами. Одним из главных возмутителей спокойствия является сеть магазинов "Пятерочка".

<BR><BR>Российский потребительский рынок все чаще становится ареной конфликтов между производителями и розничными торговцами. Одним из главных возмутителей спокойствия является сеть магазинов "Пятерочка".<BR>Первым в череде "пятерочных" стало колбасное дело. Сеть магазинов выставила компании "Парнас-М" ряд условий, на которые крупнейший местный производитель колбасных изделий пойти не захотел. В результате "Парнас-М" покинул "Пятерочку", потерял в объемах сбыта, а освободившееся на прилавках место заняли московские "колбасники". Если розница по-прежнему будет оставаться рынком продавца, то с приходом сразу нескольких московских сетей неуступчивые производители рискуют потерять рынок. С другой стороны, дискаунтеры также не выиграют, потеряв известные брэнды (совсем недавно та же "Пятерочка" вступила в аналогичный конфликт с Procter & Gamble, Johnson & Johnson и др.).<BR>"ДП" решил выяснить позиции сторон. Об остроте ситуации свидетельствовало то, что некоторые производители при одном упоминании "Пятерочки" просто вешали трубку.<BR><BR>Сергей Лепкович,<BR>директор петербургской сети магазинов "Пятерочка":<BR>"К работе с поставщиками мы подходим очень взвешенно. Мы внедрили четырехуровневую систему контроля качества.<BR>Первый уровень включает анализ качества продукции на предприятиях-поставщиках. Это контроль документов: наличие необходимых сертификатов, проверка санэпидемслужбами и пр. Второй уровень -- проверка продукции независимыми экспертами. Третий -- выборочный контроль продукции и 5% -- проверка продукции на складах, перед отгрузкой в магазин. И последний, четвертый -- контроль качества продукции в самих магазинах по внешним параметрам, маркировке хранения и реализации.<BR>Мы предъявляем к поставщикам достаточно высокие требования. Они должны обеспечивать постоянное качество товара и повышать его конкурентоспособность и работать по минимальным ценам. Сервис, логистика, упаковка и документооборот должны также соответствовать нашим требованиям. Кроме того, поставщику необходимо предоставить компании товарный кредит, превышающий по сроку время продажи товара. Соблюдение этих критериев -- обязательное условие сотрудничества "Пятерочки" с поставщиками. И это касается абсолютно всех.<BR>Именно из-за жестких условий сотрудничества на сегодняшний день на рынке мясной продукции мы наиболее активно работаем с московскими заводами -- "Микоян" и "МЛМ".<BR>Местные производители в своей массе пока предлагают нам низкое качество продукции и при этом высокие закупочные цены. Кроме того, москвичи прекрасно понимают, что наша сеть обеспечивает такие возможности для увеличения сбыта продукции, какие не может дать ни одна дистрибьюторская сеть.<BR>У нас была ситуация в августе прошлого года, когда "Микоян" через нашу сеть увеличил объемы реализации продукции почти на 20%, и ровно столько же потерял один из местных производителей, когда мы отказались с ним работать из-за необоснованно высоких цен. Нельзя недооценивать наши возможности по продвижению товара. Москвичи это понимают и используют любую возможность для вхождения на северо-западный рынок. Например, "МЛМ", сделав ставку на нашу сеть, стал очень серьезным игроком на местном рынке. Теперь питерским производителям придется потесниться.<BR>О своих планах по вхождению в Россию все более активно заявляют и зарубежные розничные сети -- Metro, Spar, Caffour и другие. И если они будут торговать по низким ценам итальянскими спагетти из муки высочайшего качества, отечественные производители "резиновых" макарон просто потеряют свой бизнес. Ситуация очень динамично меняется, и когда рынок будет насыщен, войти в него не сможет никто. Это отчетливо осознают в Москве и стремятся занять как можно больше пространства".<BR><BR>Сергей Статкевич,<BR>управляющий финансами департамента мясопереработки ОАО "Парнас-М":<BR>"Мы не работаем с "Пятерочкой", потому что нас не устраивают те условия сотрудничества, которые они навязывают. Это, во-первых, условия оплаты и непомерные скидки, которые требует "Пятерочка". Для нас это неприемлемо. Все же мы надеемся на компромисс с этой сетью, между нами идет упорная борьба за приемлемое сотрудничество. Хотя пока наше общение с "Пятерочкой" далеко от идеала. Мы не считаем, что московские поставщики смогут монополизироваться на петербургском рынке. Торговых сетей пока хватает на всех. Тем более что мы, как представители петербургских производителей, не чувствуем себя одинокими в борьбе с условиями сотрудничества, которые заявляют та же "Пятерочка" и другие сети. Многие хотят найти компромисс в этой сфере и когда-нибудь обязательно договорятся между собой".<BR><BR>Геннадий Емельянов,<BR><B>генеральный директор</B><BR>ООО "Пит-Продукт":<BR>"Приоритет московских заводов объясняется высоким техническим оснащением этих предприятий и способностью выпускать качественную продукцию в объемах, удовлетворяющих запросы сети.<BR>Но мы работаем с "Пятерочкой" еще с 1999 года. "Пятерочка" на тендерной основе постоянно осуществляет подбор поставщиков колбасных изделий, в котором в свое время участвовал "Пит-Продукт". В условиях тщательного отбора мы смогли предоставить "Пятерочке" требуемые условия сотрудничества. Из года в год условия работы становятся все более жесткими, но это обусловлено не прихотью сети, а все большими требованиями, предъявляемыми к продукции конечными потребителями.<BR>В условиях конкурентной борьбы среди производителей в связи с растущими запросами покупателей требования, предъявляемые к поставщикам, и дальше будут расти. Рынок диктует условия выпуска все более качественной продукции, разнообразной штучной и оригинальной продукции в вакуумной упаковке.<BR>Зарубежный опыт показывает, что в условиях рыночной экономики существование несетевых магазинов наряду с крупнейшими супермаркетами оправданно. Поэтому небольшие петербургские производители колбасных изделий могут снабжать своей продукцией те магазины, которые не относят себя к дискаунтам".<BR><BR>Игорь Ванин,<BR>генеральный директор Великолукского мясокомбината (ООО "Кескус плюс"):<BR>"Пятерочка" работает с москвичами, потому что они предлагают более выгодные условия сотрудничества.<BR>Впрочем, мы тоже работаем с "Пятерочкой" и считаем их требования к качеству товара справедливыми, не завышенными. Хотя известно, что закупочные цены "Пятерочки" отличаются жесткостью, чем отчасти и объясняется быстрый рост их сети.<BR>В дальнейшем, я считаю, москвичам неминуемо придется потесниться на этом рынке, так как московская продукция не всегда отличается высоким качеством и довольно дорога по сравнению с местными и нашими, великолукскими продуктами. Особенно если учесть невысокий по сравнению с Москвой доход петербуржцев.<BR>Даже если в ближайшие год-два в город придет много сетевых московских и западных торговцев, я не думаю, что местные производители потеряют рынок. Потому что никто не будет ориентироваться исключительно на московских поставщиков".<BR><BR><B>Комментарии</B><BR><BR>Максим Черниговский,<BR><B>директор департамента</B><BR><B>маркетинга</B><BR>компании "Евросервис Лтд.":<BR>"Давать точные оценки сложно, так как я не знаком с ситуацией досконально. Однозначно, что "Пятерочка" -- одна из самых мощных VIP-сетей и представленность в ней для любой компании -- мощный деловой шаг с точки зрения маркетинговой и сбытовой политики.<BR>Можно сказать, что в присутствии в "Пятерочке" в первую очередь заинтересованы новые брэнды, мало знакомые потребителю, или те марки, которые пользуются в Петербурге еще недостаточным спросом. Когда речь идет о брэндах общеизвестных, то потери для них не настолько велики.<BR>Как известно ситуация с "Парнасом" у Пятерочки" недавно повторилась с Procter & Gamble, Johnson & Johnson и несколькими другими крупными компаниями.<BR>Диктатом или ультиматумом со стороны продавца это назвать нельзя. Одни предложили условия, другие на них не согласились, вот и все. Представленность такого мощного брэнда, как Procter & Gamble, не повредит любому магазину, но и производитель тоже проигрывает, теряя такую сеть дистрибуции. Позиция "Пятерочки", с точки зрения информационного поля, понятна, и она совершенно правильна: эти магазины посещает определенная целевая группа потребителей, и они борются за интересы этой группы, декларируя необходимость минимальных цен. Procter & Gamble надо было отреагировать, и он отреагировал, заявив, что у компании для всех условия одинаковые.<BR>Не договорились. Кто больше теряет? Да, в одинаковой мере и те, и другие. Более того, я уверен, что в скором времени компромисс будет найден".<BR><BR>Самвел Аветисян,<BR><B>директор по маркетингу</B><BR>компании "Тинькофф";<BR>"Этот конфликт не уникален. К примеру, в Москве в свое время "Перекресток" боролся с "Вимм-Билль-Данн" и т.д.<BR>В целом можно сказать, что ситуация обоюдоопасна. К тому же она имеет мало отношения к регулярному бизнесу. Потому что есть логистика, есть статистика, есть цифры, которые говорят, с каким товаром работать максимально выгодно.<BR>Наш рынок еще находится на переходной стадии -- стадии формирования. Идут болезненные процессы роста. Периодически на рынке, как в лесу, будет происходить выяснение отношений -- кто здесь царь зверей. Особенно это характерно для сетевых компаний. Но я думаю, пройдет пару лет, и все "устаканится".<BR>Производители и продавцы перестанут обмениваться уколами и придут к пониманию, что надо работать по одну сторону баррикад -- заниматься общим делом и решать одну задачу: как привлечь потребителя. Дальновидные компании всегда договорятся. Тот же "Вимм-Билль-Данн" договорился ведь с "Перекрестком". (Д.Г.)