00:0020 июня 200200:00
47просмотров
00:0020 июня 2002
"Дикое селение... вчера в трактире украл серебряную ложку -- никто даже не заметил!" -- возмущенно восклицает герой Семена Фарады в незабвенном фильме "Формула любви". Петербург -- селение цивилизованное, здешние рестораторы кражи замечают, но поделать вс
<BR><BR>"Дикое селение... вчера в трактире украл серебряную ложку -- никто даже не заметил!" -- возмущенно восклицает герой Семена Фарады в незабвенном фильме "Формула любви". Петербург -- селение цивилизованное, здешние рестораторы кражи замечают, но поделать все равно ничего не могут.<BR><BR>Ложки, вилки и ножи вот уже 10 лет развивающегося капитализма уверенно занимают лидирующие места в рейтинге популярности у народонаселения, посещающего кафе и рестораны. Согласно результатам небольшого исследования, проведенного корреспондентами "ДП", клиенты заведений общепита, плотно пообедав, чаще всего прихватывают с собой "на память" именно столовые приборы. Их почти догнали по популярности льняные салфетки и пепельницы. На третьем почетном месте -- небольшие чайнички и чашки.<BR>Вне конкурса остались бирдекели -- подставочки для пивных стаканов. Эти уже, как салфетки, и за посуду не идут, считаются расходным материалом. В одном из японских ресторанов как бирдекель использовали расшитую шелковую салфетку. Менеджер петербургской компании, который по понятным причинам не захотел назвать себя, рассказал, что ему потребовалась немалая ловкость рук, чтобы унести этот бирдекель. Официанты пристально наблюдали за посетителем.<BR><BR><B>Воруют</B><BR>Убытки из-за того, что посетители уносят с собой, подсчитывать не берется никто, слишком сложно определить, что, например, разбилось или украл персонал, а что унесли клиенты. "Каждый петербургский бар и ресторан за месяц от воровства теряет от $200 до $2000. Сумма зависит от количества посадочных мест в заведении, от дороговизны атрибутики и сервировки, от клиентуры", -- рискует назвать цифру Алексей Шапошников, президент Петербургской ассоциации барменов. Если поверить в эти данные, то получается, что только 501 ресторан, кафе и бар, перечисленные в справочнике "Рестораны Санкт-Петербурга", теряют на украденной посуде в месяц более $100 тысяч. Правда, в достоверности этого результата можно усомниться. В том, что кафе и рестораны терпят такие убытки из-за краж, сомнений нет, но вот по каким причинам -- вопрос сложный. Есть ведь соблазн списать абсолютно все пропажи посуды на клиента.<BR>"Я знаю, что в бистро, я имею в виду те заведения, где не пластиковые ножи, вилки и тарелки, а обычные, в принципе, за квартал полностью обновляется посуда", -- подсчитывает Рашид Магдеев, вице-президент Региональной ассоциации кулинаров и рестораторов Петербурга, по совместительству генеральный директор Ассоциации "Петербургское бистро".<BR><BR><B>Богатые тоже плачут</B><BR>Страдают от любви к красивым, но чужим ложкам и вилкам не только дешевые бистро. В дорогих заведениях проблема существует, правда, говорить о ней решаются далеко не все. В ресторане "Камелот" корреспонденту "ДП" сразу же отрезали: "Вы что, у нас ресторан высшей категории, о каких кражах вы говорите".<BR>В ресторане "Давыдов" гостиничного комплекса "Астория" из-за воровства отказались от фирменной клейменой посуды. "Раньше у нас на всех тарелках, чашках, блюдцах стояло клеймо "Astoria 1812". Уходило буквально все. Посуда была дорогая, мы заказывали ее в Германии, чтобы не нести убытков, было решено отказаться от клейма, и, кроме того, мы решили открыто продавать свою посуду", -- рассказывает Нина Милай, менеджер ресторана "Давыдов". Сейчас в "Астории" используют посуду Ленинградского фарфорового завода и продают чайники и чашки. "В месяц удается реализовать по 10-15 предметов. Правда, не могу сказать, что воровать совсем перестали", -- размышляет Нина Милай.<BR><BR><B>Портрет врага</B><BR>Рестораторы как настоящие стратеги изучили врага своей посуды вдоль и поперек и даже готовы нарисовать его психологический портрет. Первый штрих нанес Рашид Магдеев: "В 70% случаев воруют женщины, как правило, молодые". Алексей Шапошников продолжает, он вывел три типа вора: "Первые -- это клептоманы, вторые просто хотят унести вещь "на память", третьи -- самые настоящие воры". Правда, все это изучение пока не привело к положительным результатам в самой битве за посуду. Продажа остается самым действенным способом борьбы с посетителями-воришками. Камеры наблюдения уже не спасают. "В казино есть специальный штат операторов, которые постоянно следят за происходящим, -- рассказывает Сергей Викс, директор бара "Трибунал". -- У нас система видеонаблюдения устанавливается для того, чтобы при откровенном криминале можно было проследить развитие событий". Несколько лет тому назад "Трибунал" даже отказался от фирменных пепельниц, так как они стоили довольно дорого и воровство посетителей наносило заведению солидный ущерб.<BR><BR>Портрет врага-2<BR>Генеральный директор ООО "Мороз плюс" Анна Кондратьева в 90-х годах прошлого столетия работала администратором маленького ресторанчика "Все свои". "Сначала мы воспринимали факты воровства как нечто из ряда вон выходящее, -- рассказывает Анна Кондратьева. -- Но со временем персонал как-то привык к этому, а с одним из постоянных посетителей, к которому постепенно перекочевала чуть ли не половина предметов интерьера ресторана, сложились дружеские отношения". Ресторанный вор оказался весьма состоятельным господином, владельцем двух компаний, занимающихся перевозкой грузов в Петербурге и области. "Человек был коллекционером до мозга костей, -- вспоминает Анна Кондратьева. -- При первом же посещении он попросил продать ему пару подсвечников, но получил отказ. Через несколько дней мы заметили, что один из подсвечников пропал". По воспоминаниям Анны Кондратьевой, тогда об этом солидном господине никто не вспомнил, но спустя некоторое время одна из официанток случайно увидела, как рука бизнесмена потянулась за вторым подсвечником и уложила его в кейс.<BR><BR><B>История на закуску</B><BR>Менеджеры ресторанов с удовольствием рассказывают байки про воришек. Вот одна из них. Примерно 15 лет тому назад счастливый советский турист оказался в Германии и, как каждый уважающий себя любитель пива, забрел в пивной бар. После нескольких кружек он вдруг заметил, что бокалы, из которых он хлестал холодный напиток, имеют весьма оригинальную форму и вообще весьма симпатичны. Быстро приняв решение, турист засунул одну кружку в сумку и начал подумывать, как бы незаметно прибрать к рукам и другую, но не тут-то было: пивной бокал, за исключением ручки, оказался целиком сделан изо льда. Примерно через 40 минут он начал таять. В результате вокруг неудачливого вора образовалась внушительная лужа. Международного скандала советский гражданин избежал, о том, что творилось в его душе, остается только догадываться.<BR>(И.Х., П.К.)