GSM-операторы пошли в бой

Сегодня, 20 ноября, президент московского ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Михаил Смирнов должен объявить официальную дату запуска сети в Петербурге. По прогнозам, это состоится до конца месяца.

<BR><BR>Сегодня, 20 ноября, президент московского ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Михаил Смирнов должен объявить официальную дату запуска сети в Петербурге. По прогнозам, это состоится до конца месяца.<BR>Практически одновременно на московский рынок выходит проект "МегаФон" петербургского холдинга "Телекоминвест". Запуск "МегаФона" состоится завтра, 21 ноября. В столице продвижением этой торговой марки занимается ЗАО "Соник Дуо", которое со временем, наряду с петербургским ОАО "Телекоминвест", должно стать одним из совладельцев компании "МегаФон".<BR>В одной из деловых газет было проанонсировано, что именно во вторник и будет запущена петербургская сеть МТС (формально сеть принадлежит дочерней компании МТС -- ОАО "Телеком XXI"). "Мы объявим только дату запуска сети, -- говорит Ева Прокофьева, пресс-секретарь МТС. -- И это будет не 20 ноября". По данным одного из руководителей компании-дилера МТС, пожелавшего остаться неизвестным, в начале ноября специалисты московского оператора называли дату 28 ноября. С этого времени по 30 января должна стартовать рекламная акция по подключению абонентов к сети.<BR>Сеть "Соник Дуо" работает с сентября этого года, но пока она обслуживала абонентов-роумеров. Примерно за месяц с начала работы сеть "Соник Дуо" приняла 50 тысяч "гостей". Большая часть абонентов-роумеров -- это клиенты петербургского оператора "Северо-Западный GSM". Генеральный директор "Соник Дуо" Алексей Ничипоренко в прессе уже заявлял, что около 90% всего роумерского трафика "Соник Дуо" приходится на абонентов "МегаФона". Петербургские абоненты приносили компании до этого времени более 80% всех доходов. На прошедшей в октябре 2001 года выставке "ИнфоКом" маркетологи "Соник Дуо" заявили, что доля их компании на московском рынке роуминговых абонентов составляет 8%. В ближайшей перспективе компания рассчитывает увеличить ее до 25%. Через пару лет "Соник Дуо" намеревается контролировать примерно 15-20% московского рынка мобильной связи. По оценкам специалистов, прогноз числа абонентов всех компаний сотовой мобильной связи в московской лицензионной зоне на конец 2001 года -- около 4 млн, а прирост за 2002 год может составить 1,4 млн абонентов. Порог насыщения московского рынка прогнозируется на уровне 6 млн абонентов, в Петербурге эта цифра составляет 1,2-1,5 млн абонентов. Планы по распределению петербургских абонентов между операторами у "Северо-Западного GSM" и МТС различны. Михаил Смирнов заявлял о стратегической цели -- 30-40% рынка. Руководство "Северо-Западного GSM" обнародовало пару недель назад планы на следующий год -- 1 млн абонентов.<BR>План этого года для МТС был озвучен еще в мае этого года -- 30 тысяч абонентов. Их предполагается подключить в результате предновогодней маркетинговой акции. МТС уже заключили договор о приобретении номерной емкости у ЗАО "Петербург Транзит Телеком"(ПТТ). Подробности договора не разглашаются. На ноябрь 2001 года монтированная номерная емкость ПТТ составляла около 500.000 номеров (общий объем номерной емкости ПТТ -- 1 млн номеров). МТС установили в Петербурге коммутатор на 100.000 номеров. Любопытно, что номерную емкость непосредственно в петербургский офис МТС компания купила у ЗАО "Метроком", которое в отличие от ПТТ не является дочерней структурой "Телекоминвеста". Зона покрытия МТС должна охватить весь город, а также трассу Москва -- Петербург -- граница с Финляндией. В 2002 году МТС планируют покрыть Ленобласть.<BR>Согласно ориентировочному тарифному плану, оказавшемуся в распоряжении "ДП", МТС будут практиковать бесплатное подключение к сети для абонентов, купивших телефоны у самой компании. Ожидается, что МТС должны открыть пять пунктов продаж, в перспективе их число вырастет до 15. В рамках своей политики МТС торгуют рядом массовых моделей мобильных телефонов по демпинговым ценам. Кстати, это может привести к отмиранию в Петербурге целого сегмента розничного рынка продаж мобильных телефонов, который специализировался на "сером" (а следовательно, более дешевом по сравнению с "белым") импорте. Если будет принят к действию данный тарифный план, то он будет сопоставим с планом "Cеверо-Западного GSM", хотя Михаил Смирнов обещал более низкие цены, нежели действующие в Петербурге. Принципиальным отличием МТС является тариф "Активный", недавно введенный в Москве, стоимость минуты исходящего разговора которого составляет $0,12. Но при этом используется федеральная нумерация и необходима предоплата 300 минут. Данные тарифы МТС можно посмотреть на www.dp.ru.<BR>По данным представителей компаний-дилеров, "Северо-Западный GSM" предполагает подключить перед Новым годом около 160.000 абонентов. Если это произойдет, то петербургский оператор превысит на 100.000 свой прогноз, обнародованный в начале этого года.<BR>С учетом планов "Северо-Западного GSM" и имеющихся в распоряжении "ДП" тарифных планов и условий подключения к сети МТС можно смело предположить, что мобильные телефоны в этом году будут самым ходовым подарком к Новому году в Петербурге.<BR>Дилеры, заключившие договоры с МТС на подключение абонентов, пока не испытывают особой радости от будущего партнерства с московским оператором, но официально об этом не говорят. Номером один в договоре прописывалось, что дилер не имел права подключать абонентов конкурирующего оператора. Однако для крупных петербургских дилеров, традиционно работавших с "Северо-Западным GSM", МТС были вынуждены сделать уступку.<BR>"В договоре очень мало говорится о льготах, подавляющую его часть занимает система штрафов (до $1500), -- говорит источник "ДП". -- МТС будут регистрировать договоры на подключение к сети через Интернет. При этом нам пока никто не объяснял ни как работать с этой системой, ни как заключать договоры с клиентами". Принципиальным является и получение дилером вознаграждения за подключенного абонента. Свое вознаграждение дилер получает только в случае, если абонент находился в сети 6 месяцев, если абонент ушел ранее этого срока, бонус сокращается на 50%, а если клиент не продержался и 2 месяцев, то вознаграждение вообще не выплачивается. Работа с "Северо-Западным GSM" для дилеров заключается в приобретении по предоплате SIM-карт, которые дилер реализует со своей надбавкой. Также в диковинку для дилеров и открытие специализированного резервного счета в МТС, с которого в случае чего будут списываться штрафы.