00:0010 сентября 200100:00
30просмотров
00:0010 сентября 2001
Внутренний конфликт в российском представительстве международной консалтинговой компании Mercuri International, приведший к возникновению в Петербурге еще одного "Меркурия", продолжился в антимонопольном комитете.
<BR><BR>Внутренний конфликт в российском представительстве международной консалтинговой компании Mercuri International, приведший к возникновению в Петербурге еще одного "Меркурия", продолжился в антимонопольном комитете.<BR>Де-юре предметом спора стал рекламный блок, размещенный Автономной некоммерческой организацией "Консультационно-экспертный образовательный центр (АНО КЭОЦ) "Меркурий" в справочнике "Желтые страницы-2001". Де-факто Д схожесть названия обеих компаний, опротестовать которую с юридической точки зрения ЗАО "Mercuri International" не может.<BR>"Это требование мы тоже заявляли. Однако если компании именуются похоже, но у них разная организационно-правовая форма, то по закону это уже разные названия, Д поясняет директор ООО "Городисский и партнеры" Виктор Станковский, представлявший интересы Mercuri. Д Тем не менее это одно из первых дел в Петербурге по поводу спора между двумя компаниями за наименование. Причем ни у одной из них нет прав на товарный знак".<BR>Убытки Mercuri<BR>Не имея возможности опротестовать использование экс-коллегами товарного знака, Mercuri решил применить Закон "О конкуренции" в отношении рекламы "Меркурия".<BR>По заключению Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Петербургу и Ленобласти (ТУ МАП), рекламный блок АНО КЭОЦ "Меркурий" в "Желтых страницах-2001" имитирует рекламу ЗАО "Mercuri International", размещенную в том же справочнике годом раньше. В том числе был использован один и тот же слоган, а также логотип, в котором поменялась всего одна буква: вместо Mercuri Д Mercury. "Тем самым потребитель, не разбирающийся в тонкостях товарных знаков, вводится в заблуждение", Д комментирует Виктор Станковский. Проще говоря, путает один "Меркурий" с другим. <BR>В результате, по заявлению Mercuri, компания понесла убытки: ее выручка в 2000 году по сравнению с 1999-м снизилась на 2,5 млн рублей. <BR>"Клиенты звонили в "Меркурий", полагая, что обращаются в Mercuri International, и никто их в этом не разубеждал, Д утверждает директор по развитию ЗАО "Mercuri International" Александр Миропольский. Д Соответственно, это были клиенты компании Mercuri International, которые могли бы принести прибыль нам. Ничто не мешает компаниям даже с похожими названиями продвигать свою торговую марку на рынке. Но только при условии добросовестной конкуренции". <BR>"Каким образом реклама, размещенная в 2001 году, могла принести убыток в 2000 году? Д возражает член правления, ведущий консультант АНО КЭОЦ "Меркурий" Алексей Животов. Д Эти 2,5 млн рублей Д определенный показатель нашей работы, а именно того, что мы в течение 4 месяцев 2000 года сумели забрать эту сумму у конкурентов".<BR>В своем противоборстве "боги торговли" использовали разные методы, чтобы "добиться правды", которая, как известно, у каждого своя. Глава нового "Меркурия" Сергей Берсенев подал иск о взыскании с Mercuri 77 млн рублей, и в конце июля по решению Василеостровского федерального суда расчетный счет Mercuri был арестован. После чего в компании появилась налоговая полиция. Обе стороны пытались придать конфликту публичность, размещая в СМИ "разъясняющие" материалы.<BR><B>Продолжение следует</B><BR>Решением комиссии ТУ МАП "Меркурию" предписано прекратить "распространение рекламной информации, которая может вызвать смешение в отношении деятельности конкурента".
<BR>"Это решение противоречит здравому смыслу, Д комментирует доцент кафедры юриспруденции Петербургского технического университета Виктор Касаткин, отстаивавший на заседании ТУ МАП интересы "Меркурия". Д В 2001 году Mercuri отказался от той рекламы, по поводу которой шел спор. Так что говорить о том, что произошло смешение, трудно: нет одновременного размещения рекламы. Далее, в самом рекламном модуле мы насчитали отличия по 36 позициям. А при рассмотрении дела почему-то не было дано экспертной оценки Д но ведь должны же быть какие-то критерии, по которым оценивали схожесть этой рекламы. Тем не менее их никто не определял. Вполне возможно, мы будем оспаривать это решение: судебная перспектива у него есть".<BR>"Понятно, что "Меркурий" не может всюду "тянуть" свою достаточно громоздкую аббревиатуру Д АНО КЭОЦ. В рекламе она не была указана вообще, только название Mercury на английском языке и слоган, Д говорит Виктор Станковский. Д И неважно, что сам Mercuri International отказался использовать эту рекламу: то, что ее "перенял" "Меркурий", все равно сыграло свою роль". <BR><B>ИСТОРИЯ</B><BR>Российское представительство международной консалтинговой компании Mercuri International открылось в Петербурге в 1994 году. Компания быстро развивалась, сумев за 4 года нарастить обороты с $34 тыс. до $1 млн. Руководство восточноевропейскими филиалами Mercuri осуществлялось в то время из центрального офиса, находившегося в Финляндии. В 1999 году хозяева сменились и управление российским ЗАО "Mercuri International" перешло к менеджеру из Эстонии. Не согласившись с методами управления нового руководителя, 10 из 13 сотрудников покинули ЗАО. Конфликт обострялся финансовыми спорами, а именно Д тем, что у компании имелись долги по заработной плате, которые она, по словам ушедших сотрудников, возвращать им не собиралась.<BR>Осенью 2000 года часть экс-сотрудников Mercuri основала автономную некоммерческую организацию под названием "Меркурий", после чего последовал "дележ" клиентов (см. "ДП" N№186/2000). В 2001 году в справочнике "Желтые страницы" появилась реклама "Меркурия", ставшая предметом еще одного конфликта между бывшими коллегами.