Алюминиевые короли пришли на российский Север

ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (СУАЛ) и российская строительная корпорация "Трансстрой" заключили контракт на строительство железной дороги до разрабатываемого Средне-Тиманского месторождения бокситов.

<BR><BR>ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (СУАЛ) и российская строительная корпорация "Трансстрой" заключили контракт на строительство железной дороги до разрабатываемого Средне-Тиманского месторождения бокситов. <BR>В апреле 2000 года корпорация начнет прокладку первых 14 км. Разработку документов ведет петербургский институт "ЛенГИПРОтранс". Стоимость строительства дороги составит около $100 млн, которые планирует выделить за счет собственных и заемных средств СУАЛ. <BR>Строительство трассы на деньги СУАЛ началось в 1999 году, когда компания отдавала заказы различным подрядчикам в Коми. Освоение месторождения началось еще раньше - в 1998 году. Все эти проекты касаются непосредственно развития всего алюминиевого комплекса Урала. В целом генеральный подрядчик "Трансстрой" должен "под ключ" построить 165 км железной дороги к августу 2002 года. <BR>Ветка протянется от станции Чиньяворык в Княжпогостском районе до самого рудника на Средне-Тиманском бокситовом месторождении. В проекте крайне заинтересована и администрация Свердловской области: бокситы месторождения как воздух необходимы АО "Богословский алюминиевый завод", которое расположено в этом регионе и структурно входит в состав СУАЛ.<BR><BR><B>Инициатива</B><BR>Незадолго до подписания строительного контракта руководство СУАЛ заявило, что уже прорабатываются детали строительства нового завода по производству в Коми алюминия. Только разведанные запасы рудника оцениваются в 260 млн тонн (это 30% всех бокситов России). При этом более 90% запасов рудника можно добывать открытым, то есть менее затратным способом. Об этом заявил Виктор Вексельберг, генеральный директор СУАЛ, во время встречи с Юрием Спиридоновым, главой Коми. Основной поставщик сырья для глинозема на Уральский алюминиевый завод - Североуральский бокситовый рудник. Ресурсы этого рудника практически исчерпаны, поэтому и себестоимость добычи там постоянно растет. Отчасти потому и было решено, что СУАЛ примет участие в разработке группы месторождений бокситов Среднего Тимана в Коми. Производственные мощности СУАЛ по выпуску алюминия и глинозема в 1999 году были перегружены. <BR><BR><B>Здоровый скепсис</B><BR> Как и к любому очень крупному проекту, к планам предпринимателей построить железнодорожную ветку и максимально освоить Тиманское месторождение в правительстве республики относятся скептически: стоимость всех работ (включая строительство алюминиевого завода) оценивается в $2 млрд: "Этот проект реален, но дело это даже не 2 лет, а гораздо более отдаленного будущего", - считает Альберт Бернштейн, руководитель департамента угольной промышленности Министерства нефтяной и газовой промышленности Коми. Между тем о необходимости строительства такой дороги вот уже 10 лет говорят на региональном и федеральном уровнях.<BR><BR>Зачем это надо?<BR>В настоящее время бокситы из Коми вывозятся на автотранспорте, что делает сырье существенно дороже импортируемого. Ввод дороги в строй устранит эту издержку, позволит значительно увеличить объемы добычи бокситов на ОАО "Боксит Тимана" и организовать круглогодичную вывозку сырья в другие российские регионы. В Коми подсчитали, что увеличение объемов ежегодной добычи бокситов с нового месторождения до проектной мощности (до 2,5 млн тонн в год) обеспечит сырьем заводы по производству алюминия в России. <BR>Через 2 года рудник выйдет на проектную мощность примерно в 2,5 млн тонн бокситов в год. Впоследствии из месторождения планируется ежегодно извлекать до 6,5 млн тонн сырья. На первом этапе разработки рудника бокситы будут поступать по железной дороге на принадлежащие СУАЛ Уральский и Богословский алюминиевые заводы. Разработка месторождения в любом случае не позволит российским производителям алюминия отказаться от импорта бокситов.