Выборгский судостроительный завод "приплыл" обратно в Россию

Петербургское ЗАО "АКО-Барсс" завершило переговоры о покупке Выборгского судостроительного завода (ОАО "Квернер Выборг Верфь").

Петербургское ЗАО "АКО-Барсс" завершило переговоры о покупке Выборгского судостроительного завода (ОАО "Квернер Выборг Верфь"). 10 марта подписано соглашение о продаже 75,6% акций предприятия.
Решение собственника Его владелец - британско-норвежская группа Kvaerner ASA, входящая в первый десяток мировых судостроителей, заявила о намерении полностью отказаться от этой отрасли в апреле прошлого года. Однако в 1999 году концерн продал всего одну из своих 13 верфей, разбросанных по всему миру. Лишь под конец года штаб-квартира Kvaerner объявила о намерении заработать $750 миллионов за счет реализации судостроительных активов. Сразу появилась информация о подготовке контрактов по продаже пяти европейских заводов. (Общая стоимость намеченных к продаже предприятий превышает $2 млрд.)
Покупателей хоть отбавляй О продаже единственной российской верфи Kvaerner до последнего времени не сообщалось ничего. Между тем уже около полугода петербургское ЗАО "АКО-Барсс" осаждало лондонскую штаб-квартиру Kvaerner с предложениями о покупке выборгского завода. Норвежцы ограничивались вежливыми, но ничего не значащими отписками, не проявляя своих предпочтений (кроме "АКО-Барсса" заинтересованность в приобретении акций ОАО "Квернер Выборг Верфь" высказали несколько российских, финских и польских фирм). Только в январе нынешнего года наметился сдвиг в переговорах.
Позиция Минувшее воскресенье генеральный директор ЗАО "АКО-Барсс" Сергей Завьялов провел в Хельсинки, где в итоге десятичасового обсуждения стороны достигли согласия по основным пунктам сделки. Kvaerner поступил здраво и подтвердил свою достойную репутацию", - считает Завьялов. "Они не хотели отдавать контрольный пакет акций неизвестно кому, искали профессионалов-судостроителей. Конечно, продажа затянулась. Если бы контракт был подписан в сентябре, сейчас завод уже бы работал. А так, к сожалению, получился перерыв, многие выгодные экономические контакты были утеряны". Руководитель "АКО-Барсса" уверен, что через 3 месяца основные производства вновь будут загружены. "У нас есть предложения по заказам от того же Kvaerner, - говорит он. - Например, их финские верфи задыхаются от работы. Правда, в основном поступают предложения по корпусным работам. Мы же предпочли бы строить корабли "под ключ", как это и было в Выборге. Сейчас, к сожалению, внешний рынок гораздо более интересен, чем российский. Но ситуация понемногу улучшается. Северо-Западное пароходство намерено заказывать суда класса "река-море", оживляются военные заказчики".
Варяги сдались По словам Сергея Завьялова, выборгская верфь - одна из немногих, сохранивших возможность эффективной работы. "Мы можем сделать эту верфь передовой. Через год завод должен выйти на уровень производства лучшего периода, то есть минимум $20-25 миллионов в год. Я знаю, что некоторые из иностранных менеджеров, работавших здесь, низко оценивали его возможности. Это неправда. Просто они не могут работать в России". Директор "АКО-Барсса" уклоняется от ответа на вопрос о стоимости сделки. "Я потратил на это полгода жизни, огромное количество людей в разных странах действовали, чтобы контракт был подписан - какими деньгами это можно измерить?" - улыбается он. - Думаю, не пройдет и года, как мы вернем свои затраты". По неподтвержденным данным, контрактная стоимость достигает $5 млн. При этом петербуржцам достанутся не только производственные корпуса и оборудование завода, но и обязательства по долгосрочному и краткосрочным кредитам, взятым в последние годы. Сергей Завьялов сообщил: "Вопрос с обязательствами по кредиту решен. К этому были подключены российские финансовые структуры, на которые мы принципиально намерены ориентироваться и при заключении контрактов".