Норвежский Kvaerner уплывает из Выборга

Выборгский судостроительный завод (ОАО "Квернер-Выборг Верфь") оказался под угрозой закрытия.

Выборгский судостроительный завод (ОАО "Квернер-Выборг Верфь") оказался под угрозой закрытия. Дело в том, что хозяин завода - норвежско-британский концерн Kvaerner решил выделить из своей структуры судостроительные предприятия, сосредоточившись на других видах бизнеса. Такое решение может привести к увольнению почти 1500 человек, которые работают на Выборгском судостроительном заводе, принадлежащем концерну. Петр Алалыкин, пресс-секретарь Валерия Сердюкова, и.о. губернатора Ленобласти, сообщил "ДП" позицию главы исполнительной власти: "Главное - не допустить перепрофилирования судостроительного предприятия".
Область думает В комитете по промышленности правительства области пока ничего не известно о дальнейших действиях руководства концерна. Владимир Приз, заместитель председателя комитета: "Мы готовим письмо в штаб-квартиру концерна с просьбой прояснить ситуацию. Нам нужно разобраться в ситуации и в случае необходимости вмешаться". Кроме того, областные власти рассчитывают, что в случае ухода концерна на выборгских верфях появятся новые хозяева. В администрации Выборгского района пока не знают, как трудоустроить такое количество людей, которые могут оказаться на улице. Валерий Левченко, председатель комитета по экономике и инвестициям администрации муниципального образования Выборгский район, говорит: "Эти люди - постоянные сотрудники. Такое количество рабочих мест, естественно, организовать сразу невозможно. Но пока концерн не предпринял конкретных шагов".
А корабль плывет? Совет директоров концерна ОАО "Квернер-Выборг Верфь" перенесен с 20 апреля на май. Между тем именно 20 апреля совет должен был назначить дату очередного годового собрания акционеров выборгского подразделения концерна. Сейчас концерн рассматривает три варианта дальнейшей судьбы судостроительных предприятий, в том числе и выборгского: продажа новому владельцу; распределение между нынешними держателями акций с возможностью организации новых предприятий; слияние с неким другим судостроительным предприятием. "Если в ближайшее время для верфей не найдется покупателя или выгодных заказов, это повлечет необходимость их закрытия", - официально заявил СМИ руководитель судостроительного направления Kvaerner Мартин Саарикангас. Однако некоторые представители областных властных структур не исключают возможность передачи имущества концерна правительству области, что, естественно, маловероятно.
Подробнее Руководство концерна пришло к решению отказаться именно от судостроения (или по крайней мере уменьшить его долю в общем объеме производства). Сейчас эта доля равняется всего 15%. Доходы от 13 верфей Kvaerner, расположенных в семи странах, падают из-за неблагоприятной ситуации на мировом рынке судостроения. В прошлом году головной концерн недополучил 1,3 млрд норвежских крон ожидаемой прибыли. По мнению штаб-квартиры Kvaerner, средства, отвлекаемые судостроением, могли бы с большим успехом быть вложены в добычу нефти и газа. По информации "ДП", особые планы есть у концерна и по расширению деятельности в строительной отрасли.
Как это будет О сроках и механизме реорганизации структуры Kvaerner пока не сообщается. Появилась лишь информация о том, что концерн намерен сократить на 1000 человек персонал четырех заводов, приносящих наименьшую выгоду. В их числе называется и ОАО "Квернер-Выборг Верфь", акционером которого Kvaerner стал в 1996 году и к 1998 году довел свой пакет акций до 80%. Деятельность Kvaerner в России больше всего известна по строительству морского космодрома "Одиссей" по проекту "Морской старт". Норвежские топ-менеджеры не предъявляли претензий к качеству работы российских судостроителей, однако были недовольны финансовыми показателями работы ОАО "Квернер-Выборг Верфь". В августе прошлого года концерн заменил большую часть русских руководителей предприятия финскими и норвежскими специалистами. "Что грядет - не знает никто, - комментирует технический директор ОАО "Квернер-Выборг Верфь" Валерий Шорин. Сейчас на заводе идет активная работа по привлечению новых заказов, если удастся заключить выгодные контракты, никто, я думаю, от завода не откажется", - сообщил он.