Скоростная железная дорога свяжет Пулково и Шереметьево

Автор фото: "ДП"

РЖД неожиданно предложили провести свои скоростные магистрали через аэропорты Петербурга и Москвы. Представители аэропортов этому обрадовались, эксперты — удивились.

На конференции High Speed Rail World в Мадриде были обнародованы подробности строительства высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой. Как заявил генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" ("дочка" РЖД) Денис Муратов, трасса может пройти через аэропорты Шереметьево и Пулково: это "существенно разовьет мультимодальные транспортные связи на Северо–Западе России".
Консультанты должны определить маршрут к началу 2011 года. В феврале 2011 года будет объявлен тендер, его итоги подведут через год. На заключение контракта отводится 6 месяцев, на строительство магистрали — еще 4,5-5 лет. Если соединение аэропортов одобрят, там придется построить дополнительные терминалы. По словам Дениса Муратова, эти небольшие инвестиции будут включены в стоимость проекта — около 1,2 трлн рублей.
В "Скоростных магистралях" надеются добиться снижения этой суммы на 20–40%. Проект реализуется по схеме государственно–частного партнерства. При этом государство не инвестирует средства в магистраль (затраты берет на себя подрядчик), а будет платить только за сервис объекта в течение его жизненного цикла — 30–40 лет.
В аэропортах одобряют идею создания крупных транспортных узлов на своей базе. "Это отражает европейские тенденции развития", — отмечают в Пулково. "Мы готовы рассматривать предложения. Мы и сами выступаем за повышение транспортной доступности", — говорят в Шереметьево.
Глава "Финэкспертизы" Агван Микаелян уверен, что все транспортные узлы рано или поздно будут объединять разные виды транспорта. Он добавляет, что скоростные магистрали на расстоянии до 1 тыс. км — очень конкурентоспособный вид транспорта, он способен переманить пассажиров обычных рейсов РЖД.
Старший аналитик ООО "УРАЛСИБ Кэпитал" Анна Куприянова считает, что за экономию времени готовы заплатить всего 20% пассажиров железной дороги, новая трасса отобьет трафик в первую очередь у авиакомпаний. В целом, по мнению эксперта, большого смысла в соединении данных аэропортов нет: москвичи вряд ли будут улетать из Петербурга, а Пулково после реконструкции сможет удовлетворить основные потребности петербуржцев.
С ней согласен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. "Пулково и Шереметьево находятся в черте города. Нет смысла создавать там станции. Это будет только замедлять движение поездов, — говорит он. — Кроме того, рядом с аэропортами нет места".