Банки увлеклись мебельными кредитами

Автор фото: "ДП"

Российские банки нашли для себя новый сегмент, в котором можно заработать. Лидеры рынка экспресс-кредитования намерены увеличивать число кредитов, выданных на покупку мебели.

Банки-лидеры потребительского кредитования переносят свое внимание с бытовой техники на мебель. В частности, лидер в области pos-кредитования (целевой потребительский кредит, выданный в магазине-партнере банка для приобретения определенного товара) Банк Хоум Кредит заявляет о кредитовании населения на покупку именно мебели как о новом стратегическом направлении развития. Сегодня, по данным банка, доля кредитов на покупку мебели в общем портфеле pos-кредитов составляет 10% при том, что в 2009 году эти цифры не превышали и 2%.
"В кризис pos-ы были нашим приоритетом. Мы достигли максимума почти во всех основных сегментах и не видим причин останавливаться. Несомненно, в развитие мебельного сегмента играет роль восстановление потребительского спроса после кризиса, но основная причина именно для нас – это новые возможности", - рассказывает Денис Гриценко, директор дирекции "Северо-Запад" Банка Хоум Кредит. По его мнению, преимущества этого направления в том, что мебель - практически не рисковый сегмент, так как она неликвидна для мошенников, а сумма среднего чека при этом высокая.
Еще в одном банке - лидере потребкредитования, ОТП-банке подтверждают свой интерес к мебели как предмету кредитования в торговых точках. "Мебель, как и крупная бытовая техника, является товаром долговременного использования. А значит клиент, берущий мебель, умеет хорошо планировать свои расходы", - считает Аскер Еникеев, руководитель дирекции потребительского кредитования ОТП-банка. Он добавляет, что благодаря относительно низкой стоимости риска (risk cost) для банка и с учетом достаточно долгого для данного рынка срока кредитования, ставка по кредиту на данную группу может быть гораздо ниже, чем, например, на мобильный телефон. Однако долю в портфеле данной товарной группы в банке не раскрывают.
Сегодня, по мнению участников рынка, мебельные кредиты преимущественно предоставлены такими банками, как Кредит Европа Банк и Русфинанс банк.
Доля "мебельных" кредитов в общем портфеле потребительских кредитов банка Русфинанс, занимает около 40%. Как сообщает пресс-служба банка, остальное приходится на бытовую технику и одежду. "Банк и дальше намеревается увеличивать объем кредитования по данному товарному направлению", - уверяют в пресс-службе банка.
В целом по России кредиты на мебель занимают более 40% в портфеле моментальных кредитов, сообщают в пресс-службе Кредит Европа Банка. В Петербурге этот показатель составляет 25%. В банке добавляют, что сегодня кредит Европа Банк работает с 90% крупных торговых сетей СЗФО.
В Альфа-банке также подтвердили свою заинтересованность в развитии потребкредитования покупки мебели. "Кредиты на покупку мебели являются очень перспективным направлением в секторе потребительского кредитования. За последние восемь месяцев их доля выросла до 10%", - рассказывает Ольга Гончарова, директор по розничному бизнесу филиала "Санкт-Петербургский" ОАО АЛЬФА-БАНК. Она связывает эту тенденцию, прежде всего, с появлением у потребителей уверенности в окончании кризиса и стабильности своих доходов.
Намерение развивать мебельный сегмент кредитования у крупных банков связано, прежде всего, с необходимостью физически увеличить рынки присутствия, считает Михаил Королюк, начальник отдела управления инвестициями ФД "Солид". "В течение полутора лет государство оказывало финансовую поддержку банкам, поэтому сегодня о дефиците денег у них говорить не приходится. И сегодня, по-видимому, они пытаются физически расширить свои рынки и решить проблему поиска качественного потребителя", - рассуждает эксперт.
Сегодня услуги по кредитованию покупки мебели в Петербурге представлены в крупных мебельных магазинах, в том числе и в сети магазинов Икеа. Банки заявляют о развитие кредитования не только в крупных федеральных мебельных сетях, но и в пунктах розничных продаж.
"Мебель не столь ликвидна, как, скажем, мобильный телефон или ноутбук, - риски по таким кредитам значительно ниже, соответственно ставки также должны быть ниже. Цены на мебель, как правило, выше, чем на среднюю бытовую технику, поэтому потребитель будет заинтересован в более длительном сроке кредитования – а это выгодно банку", - считает Анастасия Андреева, маркетолог-аналитик Analytic Research Group. Она добавляет, что перспектива развития данной услуги зависит от политики банков - насколько адекватные, по мнению потребителей, ставки будут представлены, как широко услуга будет прорекламирована и т.д. "Ведь если, например, цифровой фотоаппарат нужен к отпуску или в подарок, то с покупкой нового дивана можно и подождать", - рассуждает Анастасия Андреева.
Однако сами мебельщики со скептицизмом относятся к планам банков. Александр Шестаков, генеральный директор "Первой мебельной фабрики" и президент Союза мебельщиков Северо-Запада отмечает, что "и в хорошие годы объем продажи мебели в кредит был незначителен". Александр Шестаков не уверен, что заявления банков об увеличении своего присутствия в области потребительского кредитования для покупки мебели может значительно повлиять на увеличение объема ее производства.
По состоянию на 1 января 2010 года, по информации Analytic Research Group, лидерами сферы pos-кредитования стали Хоум Кредит энд Финанс Банк, Русский Стандарт, Альфа-банк, ОТП Банк, Русфинанс, Росбанк и банк Ренессанс Кредит.