Соцопрос: россияне адаптируются к инфляции, затягивая пояса

Повышение цен вынуждает 34% россиян отказываться от дорогих продуктов, и еще 30% - вообще не покупать некоторые товары. Таковы данные недавнего опроса ВЦИОМ.

Еще 9% тратят на продукты и товары широкого спроса накопления. 3% вкладывают сбережения в товары длительного пользования.
Реже наши сограждане ищут возможности подработать (25%) или просят повышения заработной платы у работодателя (6% против 10% год назад). Лишь 2% борются с повышением цен митингами, демонстрациями, письмами протеста.
Экономят на дорогих товарах или в принципе отказываются от некоторых товаров дальневосточники (42% и 45% соответственно). Тратят накопления на продукты и товары широкого спроса волжане (12%), дальневосточники и жители Северо-Кавказского региона (12% и 13% соответственно). Последние чаще других ищут возможности дополнительного заработка (31%). Повышение зарплаты требуют, в первую очередь, жители Северо-Западного округа (14%). Протестная активность наиболее высока среди южан (10%).
Ограничивают свое потребление, главным образом, пожилые респонденты: в этой группе чаще всего встречаются те, кто отказывается от дорогих продуктов (48%) или вообще отказывается от некоторых товаров (42%). Возможности подработать изыскивают, главным образом, 35-44-летние (37%). 18-24-летние сограждане чаще других требуют у работодателя повышения заработной платы (11%).
Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они ищут возможность подзаработать (13% малообразованных против 30% высокообразованных). А вот доля тех, кто отказывается от употребления некоторых товаров, напротив, возрастает с 26% среди высокообразованных до 43% малообразованных.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 21-22 августа 2010 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.