Минпромторг РФ разработал проект национальной модели торговой деятельности — дорожную карту с законодательными предложениями, которые призваны регулировать розницу в стране и вводят новые требования к продавцам и маркетплейсам.
Тем временем премьер-министр России Михаил Мишустин поручил правительству создать меры защиты от продажи контрафакта на маркетплейсах.
Подробнее о предложениях властей и как они могут отразиться на покупателях — в материале "Делового Петербурга".
Торговля на равных
Как следует из пояснительной записки к документу Минпромторга РФ, создание национальной модели торговли обусловлено стремительной трансформацией данной отрасли; В России появились и активно развиваются маркетплейсы, многие игроки одновременно оперируют в офлайн- и онлайн-пространстве, а "значительная часть торгового бизнеса", включая малый, стала более зрелой и цивилизованной в отличие от ситуации, наблюдавшейся в 1990-е и нулевые.
По данным Минпромторга РФ, по итогам прошлого года оборот розничной торговли в России достиг 55,8 трлн рублей (27,6% ВВП), а суммарно в стране работают более 895 тыс. магазинов и торговых объектов, где трудоустроены порядка 8,6 млн человек. В то же время доля же онлайн-торговли составляет 15,2% от общего оборота и достигает 8,5 трлн рублей. Главная цель в текущих условиях — создать "современную модель регулирования торговли", которая объединит сетевую розницу с платформенными форматами.
Предполагается, что новая система позволит обеспечить честную конкуренцию на рынке; снизить объёмы контрабанды с оборотом некачественной или небезопасной продукции; гарантировать доступность социально значимых товаров, а также усилить поддержку малого бизнеса и отечественных производителей, перечислили со ссылкой на дорожную карту "Известия".
В Минпромторге считают, что ближайшие несколько лет развитие e-com в России будет определяться такими ключевыми тенденциями, как объединение различных торговых форматов в единую экосистему вокруг потребителя; стремительный рост онлайн-продаж и платформенной торговли; расширение сегмента хард-дискаунтеров; и дальнейшую консолидацию среди производителей и поставщиков.

С учётом этих вводных в концепции модернизации законодательства заданы 5 ключевых направлений:
- выравнивание конкурентных условий между традиционной розницей и онлайн-торговлей;
- устранение правовых пробелов и дисбалансов в регулировании торговой деятельности;
- совершенствование законодательства о защите прав потребителей;
- развитие потребительской кооперации;
- обновление правил работы розничных рынков и ярмарок;
Между тем Михаил Мишустин поручил актуализировать стратегию развития отрасли связи до 2035 года "с учётом изменения внешних и внутренних экономических условий". Подготовить дорожную карту для реализации проекта по экспорту российских товаров и решений с использованием цифровых платформ Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО "Цифровая экономика", АО "Российский экспортный центр" должны совместно к апрелю 2026 года.
“
"В документе в том числе должны быть отражены мероприятия по защите от продажи контрафактной продукции. Речь идёт о создании на базе маркетплейсов верифицированной цепочки поставок с применением технологий отслеживания происхождения товаров для гарантии их подлинности", — отмечается в сообщении, опубликованном 12 декабря на сайте правительства РФ.
В ожидании перемен
Суммарно подготовленный Минпромторгом РФ проект содержит 12 законодательных предложений, которые могут быть реализованы как федеральные законопроекты, правительственные распоряжения или обязательные отраслевые стандарты.
Многие инициативы касаются регулирования интернет-торговли. Одна из таких — обязать маркетплейсы согласовывать скидки с продавцами, которые сейчас лишены возможности управлять ценой на собственные товары и могут использовать полученные за снижение стоимости бонусы только внутри одной платформы. Также маркетплейсам могут запретить принуждать владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) к открытию монобрендовых объектов.
Ещё одно предложение — убрать стоимость логистики из вознаграждения в размере 5%, которое поставщики выплачивают торговым сетям. Ожидается, что это обеспечит равные условия конкуренции между маркетплейсами и сетевой розницей, поскольку сейчас онлайн-площадки взимают отдельные платежи за доставку, хранение, продвижение и размещение товаров, не сталкиваясь с аналогичными препятствиями.
Вдобавок для онлайн-площадок могут ввести новые антимонопольные ограничения, похожие на те, что действуют для сетевой розницы при продаже продовольственных товаров. В частности, — исключить неравный доступ на маркетплейсы, а также запретить навязывать селлерам условия, мешающие их сотрудничеству с другими площадками.

Отдельно в дорожной карте Минпромторга упоминается, что необходимо предпринять меры по снятию избыточных ограничений в отношении розничных рынков и вернуть им инвестиционную привлекательность. Добиться желаемого можно, в первую очередь, за счёт различных фискальных мер, предположил в разговоре с "ДП" к.э.н., владелец агентства "PROF COMMERCE" Дмитрий Спицын:
“
"Например, можно ввести пониженную ставку налогообложения для товарооборота, реализованного через розничные рынки — специальный льготный режим УСН. Это не усложнит систему, но резко повысит маржинальность и даст точкам "дыхание" для выживания и развития".
Во-вторых, повышение инвестиционной привлекательности во многом упирается в вопрос привлечения трафика, продолжил собеседник "ДП". Огромная проблема в этом контексте — жёсткие ограничения на вывески и наружную рекламу. Рознице, особенно небольшой, критически важно быть заметной, чтобы привлекать офлайн-покупателей, подчёркивает экономист.
“
"Нужно упростить эти правила, сделать их более понятными и менее жёсткими. Если предприниматель сможет спокойно и легально разместить понятную вывеску, это напрямую повысит проходимость и продажи", — указывает Дмитрий Спицын.
Мнения и сомнения
В целом бизнес и опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты положительно оценили предложения из дорожной карты Минпромторга РФ, однако некоторые идеи вызвали вопросы и были охарактеризованы, как избыточные или неактуальные.
Так, в Ozon поддержали идею позволить селлерам самостоятельно регулировать цену на товары, но тут же добавили, что большинству невыгодно отказываться от участия в промоакциях; Хотя на их площадке есть механизм, позволяющий отключать скидки за счёт Ozon, воспользовались этой возможностью только 2% селлеров, а впоследствии 6 из 10 таких продавцов снова включили скидки в личных кабинетах.
Классическая розница в лице АКОРТ согласилась с необходимостью единого регулирования, предложив, в частности, распространить нормы закона о торговле на крупные платформы при продаже продовольствия. Между тем представители Ассоциации компаний интернет-торговли призвали отказаться от запрета монобрендовых ПВЗ, а также пересмотреть нынешние методики расчёта рыночных долей продуктового ретейла; усилить поддержку компаний, работающих на внешних рынках; и отказаться от новых антимонопольных ограничений для маркетплейсов, которые и так попадают под действие "пятого антимонопольного пакета".

Тем временем в Wildberries&Russ указали, что применение равных условий регулирования для офлайн-торговли и цифровых платформ неэффективно и технически нереализуемо.
“
"Принципы формирования и функционирования онлайн- и офлайн торговли разные, — соглашается заведующая кафедрой таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Анастасия Гетман. — Если офлайн-торговля ориентируется на физически присутствующего потребителя, который, прежде всего, воспринимает атмосферу магазина, то в онлайн-торговле этот вопрос покупателю неинтересен. Поэтому при планировании продвижения товара на рынке подходы должны быть разными. Следовательно, регулирование торговли в зависимости от её вида тоже должно отличаться".
Противоположной точки зрения придерживается Дмитрий Спицын:
“
"Возможно, здесь нет быстрых и простых решений, но создавать равные условия, чтобы могла активно развиваться как офлайн-торговля, так и онлайн, — это важно. Речь идёт о том, чтобы ответственность и право решать, по какой цене продавать и в каких акциях участвовать, были у продавцов, а не диктовались давлением цифровых платформ. Эти решения должны приниматься по экономической целесообразности".
Точки опоры
Одним из самых важных решений в дорожной карте Минпромторга Дмитрий Спицын называет предложение обязать согласовывать скидки с продавцами, которые на сегодняшний день сильно зависят от скидочной политики платформ. Практика, когда маркетплейсы устанавливают скидку от себя, а потом компенсируют её за счёт поставщика, создаёт проблемы для многих селлеров, работающих по мультиканальной модели — через несколько маркетплейсов, собственные сайты или офлайн-розницу.
“
"Когда платформа занижает цену на своём сайте, это провоцирует конфликт с другими каналами продаж. Поэтому крупные поставщики часто выступают против подобных акций. Право продавца добровольно решать, участвовать ли в скидках или промоакциях, — это зрелое предложение, которое восстанавливает баланс в отношениях между платформами и их партнёрами", — объясняет к.э.н.
Идея исключить стоимость логистики из вознаграждения, которое сети получают от поставщиков, тоже имеет свою логику, продолжает собеседник "ДП": если формула комиссии станет одинаковой, поставщику будет проще оценить и сравнить, где эффективнее торговать — в традиционной рознице или на онлайн-платформе. Это поможет продавцам (особенно тем, кто работает и онлайн, и офлайн) лучше понимать реальную эффективность каждого канала без влияния разной структуры логистических издержек, подчёркивает Дмитрий Спицын.
В то же время экономист затруднился дать однозначный ответ, стоит ли запрещать открытие монобрендовых ПВЗ. С точки зрения маркетплейсов, которые инвестируют в развитие инфраструктуры, это логичное требование, тогда как с точки зрения рынка и выживания малого предпринимателя — критически важная мера. Ведь владелец ПВЗ, который может работать с несколькими площадками одновременно, имеет больше источников дохода и гораздо выше шансы остаться на плаву.
“
"Таким образом, здесь сталкиваются два принципа: право маркетплейса как собственника строить свою сеть и право предпринимателя на свободу ведения бизнеса и диверсификацию рисков. Для здоровья всей экосистемы важно найти баланс, и предложение Минпромторга, по сути, защищает именно малый бизнес от избыточной зависимости", — считает экономист.
Помимо вопросов, связанных с созданием новой национальной модели торговли, в последнее время всё чаще обсуждается присутствие контрафакта на маркетплейсах, обращает внимание д.э.н., Анастасия Гетман.

Говоря о мерах защиты, которые могли бы разработать профильные ведомства в соответствии с поручением Михаила Мишустина, специалист подчеркнула, — нужно обеспечить прослеживаемость товаров по аналогии с уже существующим ветеринарным контролем и программой "Меркурий", когда товар от производителя "прозрачно виден".
Впрочем, если товар или участник международной торговли попадает под санкции, это может вызвать сложности с прослеживаемостью.
“
"На мой взгляд, требуется введение аккредитованной организации, которая проверяла бы пакет документов перед выходом [селлера] на маркетплейс и выдавала соответствующие документы, внося в единую базу, доступную для проверяющих компетентных органов. В настоящее время уже обсуждается создание на базе маркетплейсов верифицированной цепочки поставок с применением технологий отслеживания происхождения товаров для гарантии их подлинности. Кроме того, в ближайшие 3 месяца заинтересованные ведомства подготовят предложения об организации пилотного проекта по использованию цифровых платформ для предоставления в таможенные органы документации на товары, необходимой для импортёров. Это может стать ещё одним шагом для контроля ввозимого товара на предмет его контрафактности и надежности качества до выхода его на маркетплейсы", — говорит Анастасия Гетман.
На сегодняшний день в России уже достаточно активно ведут борьбу с распространением контрафакта на маркетплейсах. В том числе — с помощью "Честного знака", который позволяет проследить историю происхождения товара, напоминает владелец агентства "PROF COMMERCE", работающего с более чем с тысячей магазинов на маркетплейсах WB и Ozon.
Кроме того, властям почти удалось перекрыть каналы карго-поставок из Китая и других стран, которые ранее были огромной проблемой. Большую роль играет и обязательная сертификация, продолжает Дмитрий Спицын: например, те же БАДы уже нельзя продавать на маркетплейсе без действующего свидетельства о государственной регистрации (СГР).
“
"С одной стороны, такие меры усложняют операционную деятельность продавцов, но, с другой стороны, безусловно, делают рынок более прозрачным и безопасным", — резюмировал к.э.н.

