Трудно представить сферу, которую за последние годы старались бы зарегулировать столь же активно, как онлайн–торговлю. С ростом её проникновения в общественную жизнь внимания становится всё больше. Причём инициативы, которые предлагают ограничения, не озвучивает только ленивый. А вот разрешительные изменения обычно не получают большой поддержки.
В конце прошлой недели Минэкономразвития представило финальную версию закона о маркетплейсах. Она кажется участникам рынка довольно сбалансированной, однако некоторые моменты бизнес смущают. Впрочем, едва ли можно вспомнить закон, к которому все отнеслись бы с одинаковым оптимизмом. В частности, скорректирован порядок предоставления скидок. Онлайн–площадки должны будут раскрывать в договоре с партнёрами порядок предоставления скидок, а об их начале уведомлять за пять рабочих дней (раньше на это предполагалось отвести 2 недели).
Для тех, кто реализует товар через маркетплейсы, тема автоматических акций (когда на то, что они продают, устанавливается скидка) весьма болезненна. Нередко селлер в результате зарабатывает гораздо меньше, чем планировал. Участники рынка даже жаловались, что чуть ли не уходили в минус из–за автоакций. В новой версии закона сохранилось право продавца в любой момент отказаться от дисконта и устанавливать запрет на участие его товаров в подобных акциях. А платформа не будет иметь права понижать отказавшегося селлера в поисковой выдаче.
Продавцы действительно периодически жаловались, что в случае отказа от участия в акции их товар мало показывали потенциальным покупателям. Следовательно, и продажи могли падать. Известны даже случаи, когда предприниматели из–за подобных ситуаций вообще сворачивали сотрудничество. Маркетологи, впрочем, считают, что такое решение чаще принимают селлеры–новички. Онлайн–площадки, когда речь заходила об автоакциях, указывали, что эта опция чаще применяется к товарам, которые не слишком активно продаются, чтобы они не залёживались на складе. Вроде бы обе стороны нацелены на одно и то же — получить как можно больше прибыли.
Однако селлер, очевидно, всё же здесь находится в более уязвимом положении. Так что вполне логично было взять под защиту закона именно его, даже при недовольстве маркетплейсов. Впрочем, предполагаемый срок вступления закона в силу теперь отодвинулся на 1 марта 2027 года, так что время подготовиться будет у всех.