С 1 июля в Петербурге вводится ограничение на скорость передвижения электросамокатов до 10 км / ч. Соответствующее постановление подписано в Смольном. Эксперты и игроки рынка предрекают рост случаев получения травм и смерть кикшерингового бизнеса в городе.
В 2024 году рынок кикшеринга в России продолжил активное развитие. Рост продемонстрировали все его основные показатели — выручка, численность пользователей, размер флота и количество поездок. Такие данные приводит в исследовании платформа "Трушеринг". В 2024 году объём российского рынка в деньгах составил 31,1 млрд рублей, превысив показатели 2023–го на 39,8%. По сравнению с 2020 годом рынок вырос в 12,5 раза.
Крупнейшими игроками на рынке являются Whoosh, "МТС Юрент" и "Яндекс". Совокупная доля рынка в деньгах трёх ведущих компаний выросла в 2024 году до 96,8% по сравнению с 94% годом ранее.
Суммарное количество самокатов к концу сезона 2024–го составило 401,01 тыс. штук. За 2024 год их количество выросло на 20,6%. Сервисами аренды электросамокатов в России в 2024–м пользовалось порядка 25,3 млн человек, количество уникальных пользователей увеличилось на 20,6%. В прошлом сезоне жители города совершили более 32 млн поездок — это девятая часть всех поездок на самокатах по России.
Несмотря на то что для многих петербуржцев, особенно в удалённых от метро районах, самокат это не роскошь, а средство передвижения, с прошлого года в Петербурге действует несколько десятков зон, где поездки на арендованных электросамокатах запрещены или действуют ограничения скорости. В частности, это Невский проспект и крупные парки города.
На днях губернатор Петербурга Александр Беглов подписал постановление правительства, предписывающее курьерам на электросамокатах и электровелосипедах двигаться по городу со скоростью, не превышающей 10 км / ч, и только в разрешённых зонах. Ограничения вступают в силу уже с 1 июля.
Согласно документу, сервисы доставки должны обеспечить установку устройств на транспортные средства своих курьеров, которые обеспечивают возможность ограничивать скорость передвижения по пешеходным зонам до 10 км / ч, а также блокировать их в случае заезда в зону, где движение на СИМ запрещено.
Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман поделилась, что сообщество до сих пор пребывает в подвешенном состоянии относительно новых ограничений. Например, до сих пор не утверждён окончательный список "запретных зон" для движения курьеров.
В ранее опубликованных проектах ведомства предполагалось, что основные ограничения коснутся четырёх исторических районов Петербурга: Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального. Но ожидается, что ограничения затронут и другие районы города.
Эксперт отмечает, что скорость 10 км / ч более опасна для водителя и окружающих, потому что "самокат становится более разбалансированным и непредсказуемым". При этом перенос движения СИМ на проезжую часть сулит большее количество травм и потенциально опасных случаев: "Кажется, что документ посвящён в большей степени курьерским службам, но на деле всё довольно неоднозначно. На данный момент мы ждём пояснения от курирующего ведомства — комитета по транспорту. Хочется надеяться, что мы всё–таки не уйдём в сторону того, что всех симоводов, частных или прокатных, выгонят на проезжую часть. Думаю, автомобилисты не сильно обрадуются такому количеству новых участников дорожного движения".
Количество поездок за прошлый сезон в России выросло на 33,1%, до 281,6 млн. А уже к 2027 году аналитики "Трушеринг" предсказывают рост количества поездок на 77,6%, до 500 млн. При этом средний чек, длина и продолжительность поездки снижаются на фоне роста общего количества поездок. Это свидетельствует об увеличении доли транспортных поездок (85%) и снижении доли рекреационных поездок (15%).
Ксения Эрдман предполагает, что развитие ситуации по худшему сценарию для кикшеринга приведёт к увеличению доли частных симов, которые контролировать сложнее, а значит скорость их будет намного выше.
“
"Если ситуация будет развиваться хуже, я бы расценивала это как ограничение ведения бизнеса. Потому что кикшеринг при скорости 10 км / ч в Санкт–Петербурге, к сожалению, существовать не сможет. Следующей ступенью развития может стать высокий спрос на покупку частных симов, и передвигаться они будут с гораздо большей скоростью".
Как ранее писал "ДП", самокаты кикшеринга в Петербурге запретят размещать и в непосредственной близости от метро. Об этом заявлял замглавы комитета по транспорту Петербурга Михаил Казаков.