Железную дорогу хотят нагрузить перевозкой металла в порт Петербурга

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

РЖД вводят скидки на перевозку металла в порт Петербурга, рассчитывая забрать часть объёмов, которые сейчас везут автомобильным транспортом.

Чугун со станции Череповец–2 на припортовые станции Автово и Новый Порт в Петербурге будут доставлять на 27,9% дешевле, заявило АО "РЖД". В компании объясняют ввод такого тарифного решения необходимостью "привлечения дополнительных объёмов грузов на железнодорожный транспорт". Объёмные скидки будут действовать с 1 июля до конца 2025 года.
Участники разъясняют, что скидка на перевозку чугуна со станции Череповец–2 касается только одного участника рынка — ПАО "Северсталь". Преференция может сократить издержки компании, но "Северсталь" экспортирует относительно небольшой объём чугуна. Скидки для металлургии призваны переориентировать часть объёмов перевозок с автомобильного транспорта на железнодорожный, рассказала "ДП" основатель проекта N.trans Lab Мария Никитина. По её мнению, РЖД намерены привлечь на сеть около 500 тыс. тонн металла дополнительно.
Сейчас доходная ставка за перевозку 10 тонн металла на 1 км по железной дороге составляет 954 рубля. Тарифы автотранспорта находятся в районе 1000–1800 рублей за тонну.
"Вряд ли железнодорожные скидки повлияют на спад спроса или снижение цен на сталь на мировом металлургическом рынке либо повысят конкурентоспособность российских экспортёров чёрных металлов, но перераспределить груз с автомобильного на железнодорожный транспорт такая мера способна", — продолжила она.
При этом конкурировать с автомобилями на коротком плече (до 1 тыс. км) РЖД даже на высокомаржинальных грузах сложно. На рынке автоперевозок также снижаются ставки, отмечает Мария Никитина. По её мнению, такого рода решения РЖД скорее направлены на вторичные выгоды.
В частности, речь идёт о том, что угольным компаниям также обещаны тарифные преференции от РЖД, но угольщики, в отличие от металлургов, пока не дают гарантии увеличения объёмов перевозок. Более того, они сокращают объёмы перевозок. Заместитель гендиректора РЖД — начальник центральной дирекции управления движением Михаил Глазков ранее говорил об увеличении числа отказов от объёма уже согласованных заявок до 30% по итогам первых 4 месяцев 2025 года.
Российские производители стальной и трубной продукции всё меньше доверяют грузы железной дороге: в мае на экспорт по сети РЖД отправлено 1,8 млн тонн металла, следует из данных транспортной статистики, это почти на 10% ниже апрельского показателя 1,99 млн тонн.
Основной объём экспорта пришёлся на стальную заготовку — 980,4 тыс. тонн по сравнению с апрельскими 1,04 млн тонн. Экспорт чугуна составил 185,1 тыс. тонн, что на 25% ниже 245,3 тыс. тонн, отгруженных в апреле.
Впрочем, снижается и перевозка в импортном направлении: в мае по железнодорожной сети перевезено 319,1 тыс. тонн, а в апреле — для сравнения — 289 тыс. тонн.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.