13:0009 июня 202513:00
131просмотров
13:0009 июня 2025
Некоторые железнодорожные проекты Финляндии, включая планы по изменению стандарта колеи с русского на западноевропейский, могут быть профинансированы по статье расходов на оборону.
Об этом заявила глава финского Минтранса Лулу Ранне, комментируя предложение генерального секретаря Североатлантического альянса (НАТО) Марка Рютте повысить расходы на оборону до 5% ВВП, пишет Kauppalehti.
Финский министр считает, что финские железнодорожные проекты "легко включить" в эти расходы, так как новые целевые показатели НАТО предполагают, что из 5% на основные оборонные цели следует направлять 3,5%, а ещё 1,5% могут включать инвестиции, связанные с безопасностью, в том числе расходы на инфраструктуру или промышленность, поддерживающую оборону.
Ранне убеждена, что под эти критерии подходит и проект железной дороги с европейской шириной колеи (1435 мм) Rail Nordica между Финляндией и Швецией, а также проект создания параллельных железнодорожных путей с европейской колеёй вдоль существующих путей до Рованиеми и Оулу с объёмом финансирования 1,5 млрд евро.
Министр не стала вдаваться в подробности, но заявила, что "список проектов, подготовленный Финским агентством транспортной инфраструктуры, длинный". По её словам, он составлен в тесном сотрудничестве с Силами обороны Финляндии.
Издание отмечает, что планы по проекту Rail Nordica для Северной Финляндии выглядят "немного более реалистичными", чем перевод всей железнодорожной сети страны с "русской" колеи (стандарта 1520/1524 мм) на западную, а государственные финансы Финляндии сейчас находятся в "затруднительном положении". Госдолг страны превышает 80%, а помимо Минтранса на оборонные инвестиции могут претендовать и другие ведомства.
Министр финансов Риикка Пурра отметила, что при новых целях НАТО рост расходов на оборону к 2032 году "будет ошеломляющим": по оценкам, почти 11,5 млрд евро и ещё около 5 млрд евро на сопутствующие расходы в 2032 году.
Увеличение этих трат при этом не коснётся нынешнего правительства, но "со всей силой ударит по следующему", отмечается в публикации.
"Деловой Петербург" рассказывал о планах нынешнего финского Кабмина перейти на западноевропейский стандарт железнодорожной колеи, чтобы отказаться от "царского наследия" и повысить "военную мобильность".
Эксперты полагают, что финны нацелились получить на это европейское финансирование.
Этот многомиллиардный проект ещё 2 года назад в финском правительстве называли экономически нецелесообразным: расходы могут составить десятки миллиардов евро.