Россияне всё чаще покупают и оформляют сим–карты дистанционно — через маркетплейсы или курьерскую доставку. Многие при этом выбирают виртуальные симки.
Аналитики Telecom Daily зафиксировали уверенный рост сегмента удалённых продаж сим–карт и eSIM (виртуальных карт). Сейчас около 14% абонентов мобильной связи в России подключают услуги именно таким способом — это на 3% больше, чем в прошлом году.
Увеличение кажется совсем скромным. Однако в 2021 году дистанционные покупки совершали всего 7% абонентов. Таким образом, за 3 года удалённые продажи симок выросли в 2 раза. Дальше сегмент будет расти плавно, но постоянно. По итогам 2025 года, по прогнозам аналитиков агентства, доля дистанционных продаж достигнет 17%.
Не выходя из дома
То, что рост дистанционных подключений продолжится, подтверждается результатами проведённого Telecom Daily опроса. 79% его участников предпочли бы получить новую обычную сим–карту или eSIM без похода в офис. Из них 48% выбрали бы доставку курьером, а 31% — полностью бесконтактное оформление виртуальной сим–карты. Наиболее удобными инструментами для регистрации клиенты считают мобильные приложения операторов (65%) и их сайты (31%).
При этом 43% респондентов считают, что установка обычной сим–карты проще, чем eSIM, и только 15% уверены в обратном. Для 42% опрошенных эти способы подключения кажутся одинаково удобными.
Стоит заметить, что для виртуальных мобильных операторов (MVNO), которые главным образом принадлежат российским банкам, удалённые продажи остаются основным каналом подключения. Во многом это происходит благодаря наличию у компаний собственных систем идентификации клиентов.
Среди операторов связи лидером по числу дистанционных подключений стали МТС (31%), затем следуют "МегаФон" (27%), T2 (16%) и "Билайн" (14%). MVNO "Т–Мобайл" занимает долю 7%, что делает его лидером среди виртуальных операторов, полностью ориентированных на удалённое обслуживание.
Доступная виртуальность
"Мы видим уверенный рост интереса пользователей к дистанционным способам подключения услуг связи, в том числе и к eSIM. За последний год количество пользователей eSIM увеличилось более чем на 60%", — рассказали "ДП" представители "Билайна". В компании считают, что рост проникновения дистанционных продаж во многом связан с увеличением числа устройств, поддерживающих eSIM. Их средняя цена снижается, что делает формат доступным для более широкой аудитории.
Запас пространства для роста достаточно велик. Первые устройства с поддержкой eSIM были представлены меньше 10 лет назад, в 2016 году. В России тестирование технологии началось в 2019 году, и лишь в 2020–м eSIM стали доступны для абонентов. В первом полугодии 2024 года аналитики "МегаФона" зафиксировали, что число российских абонентов, использующих в своих смартфонах eSIM, возросло на 81% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самыми популярными смартфонами, в которых используются eSIM, тогда оказались iPhone, Samsung и Xiaomi. Однако при этом эксперты телеком–индустрии подчёркивали, что рост использования eSIM, о котором идёт речь, — это всё равно менее миллиона подключений на всю страну.
Так что физические сим–карты остаются наиболее распространённым способом подключения. Но вот выходить из дома, чтобы купить их, россияне готовы всё реже. Петербург при этом стабильно входит в число городов, где эта услуга наиболее востребована.
Телеком–аналитик, автор telegram–канала @abloud Алексей Бойко отмечает, что рост дистанционных продаж сим–карт связан с общим распространением онлайн–торговли, в том числе через маркетплейсы. Он согласен с прогнозами Telecom Daily и при этом замечает, что количество салонов связи мобильных операторов уже довольно давно сокращается. Этот тренд продолжится на фоне роста популярности удалённых продаж сим–карт.
Проблемы биометрии
Всё это происходит на фоне того, что правила продажи сим–карт в России постепенно ужесточаются. С 1 января 2025 году граждане других государств могут приобрести симку только после идентификации по биометрии в салоне связи. При этом на руки одному человеку можно выдавать не более 10 сим–карт.
Для граждан РФ тоже есть ограничения по количеству — не более 20 различных сим–карт на человека. За нарушение этих правил предусмотрены штрафы: от 100 тыс. до 200 тыс. рублей для должностных лиц и от 1 млн до 2 млн рублей — для юридических. Также при заключении договора нужно указывать IMEI устройства иностранного гражданина, в которое будет устанавливаться сим–карта.
Закон здесь слегка опередил техническую готовность. В октябре минувшего года операторы заявляли, что не успевают установить оборудование и софт для работы с единой биометрической системой (ЕБС) во всех точках продаж. Как рассказали "ДП" в "Билайне", сейчас оператор активно работает над модернизацией салонов для обеспечения полного соответствия новым требованиям. Компания надеется, что ей удастся наладить работу с ЕБС для заключения договоров об оказании услуг связи с нерезидентами в кратчайшие сроки.
Ситуация с продажами карт иностранцам в России далека от нормальной, но они не составляют существенной доли от количества абонентов, замечает по этому поводу Алексей Бойко. Обычные дистанционные продажи при этом отвечают требованиям законодательства в плане аутентификации покупателей.
Удалённая идентификация пользователей не является большой проблемой, соглашается генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.
"Согласно нашему законодательству, eSIM выдаётся, только если у абонента зарегистрирована уже обычная сим–карта. Поэтому проверка личности здесь качественная на 100%. В целом сейчас сим–карты покупаются гораздо меньше, потому что их имеет уже практически каждый россиянин. Количество абонентов при этом не растёт. В какой–то момент времени ситуация была обратной, но тогда это было связано с большим количеством промотарифов — операторы для продвижения услуг предлагали очень выгодные условия", — объясняет он.