После снятия запретов на полёты дронов можно ожидать рывка в развитии гражданского сегмента этой отрасли. Хотя уже сейчас у него много проблем — юридические, кадровые, обеспечения безопасности. Об особенностях становления рынка беспилотных аппаратов "ДП" рассказали представители бизнеса, власти и вузов.
Смольный перенёс сроки запуска научно–производственного центра (НПЦ) для беспилотников в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Санкт–Петербург" на 2026 год. Решено сначала открыть НПЦ в городском технопарке, а к 2026 году масштабировать его с задействованием площадки "Шушары", рассказал вице–губернатор города Владимир Княгинин на круглом столе "Беспилотные технологии: сложности и перспективы развития", организованном "Деловым Петербургом".
На первом этапе появится региональный центр, ориентированный на малые компании, сообщил Владимир Княгинин.
“
"В городе есть крупные производители (условно говоря, меньше десятка) и несколько десятков малых компаний. Плюс мы видим потребность в размещении новых стартапов. Вот эту функцию планируем реализовать на новой площадке в технопарке", — сказал Владимир Княгинин.
В свою очередь проект создания НПЦ в городской ОЭЗ хотят реализовать совместно с федеральными властями, которые распределяют средства для закупки оборудования.
“
"Ведём работу, чтобы завершить проектирование и чтобы появилось физическое пространство, в котором это оборудование может быть смонтировано. Поэтому действительно сроки чуть сдвигаются: выходят за рамки 2024 года, как мы первоначально рассчитывали. Скорее это 2025–2026 годы, развернём достаточно большой НПЦ уже нерегионального значения", — отметил вице–губернатор.
Параметры первого этапа проекта для городского технопарка прорабатываются вместе с ведущими производителями беспилотников, рассказал начальник отдела развития промышленных предприятий и оборонно–промышленного комплекса городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Дмитрий Полонский. "В первую очередь это вопрос, какое оборудование установить в региональном научно–производственном центре. Думаю, что в ближайшее время этот перечень уже будет сформирован", — отметил он.
Каждый раз требуется разрешение
По оценкам Смольного, Петербург входит в число крупнейших регионов страны по объёму выпуска дронов после Москвы и Московской области. По словам вице–губернатора Владимира Княгинина, правительство города видит большие перспективы в развитии сектора беспилотных авиационных систем как новой экономической специализации и комплексно поддерживает региональных производителей. Крупные игроки рынка чаще всего заинтересованы в расширении мощностей и запуске новых. Есть также запросы на подключение к инфраструктуре или подтверждение бюджетного спроса.
Несмотря на это, небо Петербурга по–прежнему доступно разработчикам дронов только по запросу. Это касается как бизнеса, так и студентов. По официальным данным, в 2023 году в городе было выдано около 60 разрешений на полёты дронов. Таким образом, формирование гражданского сегмента этой отрасли фактически проходит в "теоретических" условиях. Возможно, в том числе поэтому пилотных проектов в этой сфере не так много и большинство из них связано с логистикой или доставкой грузов. Однако небо не закрыто наглухо, и власти города продвигают введение двух экспериментально–правовых режимов, которые позволят запускать беспилотники и отрабатывать технические решения, отметил Владимир Княгинин.
Тем не менее число разработок растёт. Так, недавно Санкт–Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч–Бруевича представил проект гибридной связи между беспилотником, спутником и наземной связью. В перспективе возможно будет осуществить управление движением со спутника с задействованием "вышки". Похожий проект разрабатывает и Санкт–Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. "Это свидетельство того, что мы движемся к расширению масштаба применения. Пока это всё НИОКРы, но они, конечно, ориентированы на расширение", — сказал вице–губернатор. По его оценке, на становление гражданского сегмента рынка беспилотников потребуется около 2 лет.
Начинает расти и популярность профессий в нарождающейся отрасли. Так, один из крупнейших производителей летающих дронов — группа компаний "Геоскан" открыла студенческое конструкторское бюро, несмотря на то что в собственном техническом бюро уже работают около 30 инженеров, рассказал директор департамента услуг "Геоскана" Илья Демко. "Мы не ограничиваем себя в количестве сотрудников либо в специфике вузов: сотрудничаем со всеми. Не только с техническими вузами, такими как ИТМО или Политех. У нас есть геофизики, горные и кадастровые инженеры. Это действительно модно. Такое ощущение, что сегодня молодые ребята идут либо в программисты, либо в разработчики дронов", — рассказывает он.
Где тестируют беспилотники в Петербурге
Решение о закрытии неба для всех, кроме государственных служб, сегодня действует почти во всех регионах страны. "Получается так, что в частном секторе для коммерческих заказчиков мы практически не можем выполнять работу, за редким исключением. Остаётся только госконтракт. То есть это направление сильно тормозит с точки зрения попытки эксплуатации, даже проведения испытаний", — констатирует Илья Демко. К примеру, промышленным дронам для испытаний нужна средняя рабочая высота 350–500 м, уточняет он.
Власти Москвы выделили большую полётную зону, площадью 1,6 тыс. га, в Зеленограде. Петербургские компании ведут испытания в закрытых ангарах или в соседней Ленинградской области. Так, в конце апреля корпорация "ИнФинТех" сообщила об успешных тестах противопожарных дронов "Дым" и "Туман" для тушения лесных пожаров, которые сбрасывают с неба спецснаряды с противопожарным порошком. "За счёт технических характеристик, манёвренности, огнеупорных материалов они способны решать серьёзные проблемы. Рассчитываем, что в этом году пройдут реальные испытания в тушении настоящих пожаров", — сообщила генеральный директор компании, СЕО RC Group Мария Михайлова. В 2024 году "ИнФинТех" планирует выпустить пробную партию из 500 штук.
По словам Марии Михайловой, направление пожарных дронов сегодня востребовано: автолестницы пожарных машин ограничены высотой 8–10–го этажа, в то время как города застраивают куда более высокими многоэтажками. "Работаем и над более серьёзным вариантом — дрон, который сможет разбить окно и потушить пожар в квартире. Такие дроны должны иметь возможность поднимать противопожарные шланги, иметь соответствующую конструкцию и технические характеристики", — добавила она.
В июне прошлого года правительство России утвердило стратегию развития беспилотной авиации. Согласно ей, предприятия Петербурга к 2035 году, по оценкам "ДП", смогут выпускать порядка 250 тыс. летательных аппаратов в год. Соответствующие изменения уже внесены в генплан города. Они подразумевают расширение существующих производств, привлечение инвестиций и выделение субсидий организациям отрасли. В свою очередь государство становится одним из главных выгодоприобретателей в данном сегменте экономики.
Дроны на службе Смольного
О востребованности гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) можно судить по решениям региональных властей. Так, в Петербурге ежегодно обновляют региональную геоинформационную систему и комитет имущественных отношений заказывает облёты, чтобы обновить слои этой картографической системы. "Очевидно, что с годами применение так называемых псевдо–3D фотоснимков или настоящих 3D — это перспективное направление, — полагает заместитель директора, начальник управления цифровой трансформации СПб ГКУ “Управление информационных технологий и связи” Денис Лунг. — Потребуется повышение качества съёмки и, наверное, количества оборудования и облётов, чтобы получить ощутимую трёхмерную конструкцию, раскладывать данные и работать с ними".
Другое перспективное направление, по его мнению, — создание цифрового двойника и цифровой модели города. Кроме того, власти города планируют использовать беспилотники для автоматической фиксации нарушения земельного законодательства. Предполагается, что беспилотники будут облетать территории, а по результатам съёмки искусственный интеллект сверит фото с кадастровыми планами и "увидит" самозахваты или незаконное расширение границ участка. После этого возможно и автоматическое выставление штрафов и ордеров. "А дальше, если “выпрыгнуть” за краткосрочную перспективу, — это контроль строительства, автомобильного трафика, да и в целом аналитики, контроля и объективного мониторинга состояния города", — отметил Денис Лунг.
Отрасль есть, а законов нет
В развитии гражданского сектора дронов есть сложности юридического характера. Сложилась фактически уникальная ситуация, когда общественные отношения уже возникли, а их регулирования ещё нет, отмечает старший юрист практики разрешения споров юридической компании "ССП–Консалт" Яна Кириллова. Бесспорно, любой беспилотник является источником повышенной опасности. Начинать регулировать эту сферу нужно уже сейчас, иначе она провалится в серую зону, полагает она.
По мнению Яны Кирилловой, необходима строгая сертификация отрасли, иначе использование БПЛА может попасть под ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности). Сейчас случаи инцидентов единичны, каждое происшествие легко протоколируется и расследуется. Но понятно, что так будет не всегда. К легковым автомобилям, где задействован искусственный интеллект, уже возникает много вопросов — например, когда машина начинает куда–то лететь и не поддаётся ручному управлению.
Развитие беспилотной авиации можно сравнить с болезненным примером электросамокатов, отмечает преподаватель Санкт–Петербургского госуниверситета гражданской авиации (ГУГА) Фёдор Степанов. "Думаю, мы не хотим, чтобы БПЛА оказались в правовом вакууме, как это случилось с самокатами. А ведь сфера их применения значительно более широкая, чем наземного транспорта со скоростью не выше 35–40 км / ч. Пока неясно и как решать правовую коллизию, которая непременно возникнет между интеллектуальной собственностью, “внутрянкой” нейросети, которая обучается сама, и входящим источником информации", — подчёркивает эксперт.
На данный момент за гражданскую авиацию, к которой относятся и дроны, отвечают специалисты системы управления безопасностью полётов. Необходимо и внедрение системы "свой — чужой", в том числе с помощью транспондеров. Росавиация уже наделила полномочиями оператора единой линии управления дронами ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения". То есть это будет некий сервис в руках государственного монополиста, к которому будут подключаться пользователи и через него управлять БПЛА. Таким образом беспилотник будет "виден", пояснил Фёдор Степанов.
Если же заглянуть в будущее, стоит задача интегрировать беспилотники в общее воздушное пространство, когда и самолёты, и транспортная беспилотная авиация будут летать между городами, полагает он.
Кто разрабатывает дроны
По официальным данным, около 100 подразделений петербургских вузов связаны с разработкой, обучением и развитием беспилотников. В том числе более 40 лабораторий и 15 инженерных центров, а также три сертификационных центра. И в портфелях городских учёных далеко не одна разработка для гражданского сектора БПЛА. В числе последних — система посадки дронов на палубу ледокола в качку, рассказал доцент факультета безопасности информационных технологий Университета ИТМО Илья Попов.
По его мнению, истинная причина относительно невысоких темпов развития рынка гражданских беспилотников — невозможность доказать безопасность интеллектуальных систем и искусственного интеллекта. "Никто в мире не может сказать, что этот “чёрный ящик” точно ничего плохого не сделает. Мы продолжаем решать данную задачу", — отмечает он.
В работе искусственного интеллекта условно выделяют два рода ошибок: пропуск событий и ложное срабатывание. "Условно, какую–то рябь от забора система “превращает” в человека, воспринимает как препятствие и начинает тормозить — это нам на руку. Но вот сложные эксплуатационные условия — дождь, снег, ветер и другое — пока очень непросты для доказательств функциональной безопасности, — рассказал Илья Попов. — Мы даже создали лабораторию на базе факультета. У нас там была комната с изменяемым освещением, дымогенератором, имитацией солнечных засветов. Там проверялись эксплуатационные характеристики оборудования, технического зрения и сенсоров". По этой причине, по его мнению, прежде чем запускать применение дронов на гражданском рынке, необходимо внедрить жесточайшую экспертизу всех систем.
Разработчики из вузов проверяют теории за городом либо в закрытых помещениях, поскольку в условиях закрытого неба сложно провести даже соревнования, подтвердил Илья Попов. Он отмечает закрытость и самой отрасли, где каждая компания хранит свои разработки под грифом коммерческой тайны.
"Сталкиваемся с ситуацией, когда разрабатываем и создаём условный велосипед. Должна быть некая база используемых технологий, чтобы учёные могли что–то улучшить, привнести своё, с учётом того, что у нас огромный состав и профессоров, и специалистов в этих областях", — подчеркнул эксперт.
Интерес к дронам петербуржцы сегодня проявляют со школьной скамьи. На базе ГБУДО "Центр развития творчества и научно–технических инициатив детей и молодёжи" Калининского района Петербурга открылся детский технопарк "Кванториум" с направлением "аэроквантум", где дети изучают беспилотники и связанные с ними аэротехнологии.
"Работают три педагога. Дети, помимо того что занимаются сборкой и разборкой БПЛА, изучают основы аэродинамики и стараются придумывать какие–то свои проекты БПЛА: по спасению животных на воде, исследованию лесов, в которых потерялись люди. Есть интересный проект дрона–спасателя: ребёнок изобрёл беспилотник из облегчённого материала, который может подлететь к тонущему человеку и сбросить ему спасательный жилет", — рассказала и.о. директора ГБУДО Светлана Аксёнова.
В ближайшее время основы этой отрасли будут изучать в школах начиная с 5–го класса. Напомним, что с сентября предмет ОБЖ заменят на основы безопасности и защиты Родины. "Сложность в этом и в кадрах тоже. Предстоит переучить педагогов, которые, к примеру, 30 лет преподавали ОБЖ. Хочу сказать, что и молодые кадры бывают разные: к нам, например, на позицию педагога присылали резюме специалисты по FPV–дронам, которые классно снимают видео. Очевидно, что ребятам всё же нужно давать теоретическую базу и практические основы", — отметила Светлана Аксёнова.
Как и остальные собеседники "ДП", она отметила, что у учащихся нет в городе полигона, на котором можно потренироваться. Все соревнования проходят в закрытых помещениях — спортивных залах, ангарах или домах культуры.