Дефицит складов в Петербурге рискует ещё сильнее повысить арендные ставки

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Изменившиеся транспортно–логистические коридоры повлияли на структуру арендаторов складских помещений в Петербурге и Ленобласти.

По итогам 2023 года совокупный объём купленных и арендованных складских площадей по всей России составил 6,1 млн м2, подсчитали в IBC Real Estate. Это максимальное значение за всю историю складского рынка и в 2,5 раза больше, чем в 2022 году. Из 6,1 млн м2 на рынок Москвы и Московской области приходится 3,4 млн м2, Петербурга — 1 млн м2.
Показатель по Петербургу более чем вдвое превышает значение 2022 года. Как писал "ДП", такая активность привела к тому, что свободных площадей на рынке сегодня практически не осталось.
Реалии нового времени — значительное сокращение спроса на петербургские склады со стороны логистических компаний (–79% за год), а также со стороны производителей (–58%). "Исторически именно эти категории арендаторов составляли значительную часть спроса в регионе, однако трансформация грузопотоков вносит свои коррективы", — говорят в IBC Real Estate. Лидерами в структуре спроса являются онлайн–операторы, арендовавшие 68% от общего объёма. Например, OZON арендовал в 2023 году суммарно 577 тыс. м2.
По стране высокую активность проявляют и другие категории арендаторов — многоканальный ретейл, дистрибуция, логистика и т. д. Почти половина (47% сделок) построена под конкретного заказчика, что также является рекордом — раньше склады строили "в рынок", то есть спекулятивно.
Консультанты отмечают рост сделок на рынках ключевых логистических хабов, к которым относятся Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Казань, Краснодар и Ростов–на–Дону. Совокупно здесь купили и арендовали 0,51 млн м2. Ажиотаж привёл к росту ставок, которые уже находятся на столичном уровне. Так, в Екатеринбурге и Ростове–на–Дону прирост составил 60%, а средневзвешенная ставка аренды находится сейчас в диапазоне 8500–8700 руб. / м2 в год.
Значительные изменения происходят на рынках так называемых развивающихся логистических хабов. Например, в Воронеже, Нижнем Новгороде, Челябинске, Владивостоке, Волгограде и других спрос превысил отметку 1 млн м2 (рост — в 4 раза). Ещё более 0,5 млн м2 сделок совершено по складам в зоне влияния новых транспортных коридоров: в Омске, Оренбурге, Тюмени, Саратове и Уфе.
"В 2024 году на всех региональных рынках дефицит площадей будет сохраняться, что особенно остро скажется на ставках аренды в первом полугодии 2024 года", — комментирует член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate Евгений Бумагин.