Главные назначения и отставки года в театрах и музеях Петербурга

Волна кадровых перестановок захлестнула музеи и театры Петербурга в 2023 году
Автор фото: Роман Яндолин / "ДП"
2023 год ознаменовался целой чередой громких кадровых перестановок, произошедших в театрах, музеях и галереях Москвы и Петербурга. "ДП" вспоминает главные рокировки последнего времени и пытается оценить — как они повлияли на культурную жизнь города.

Надежды на лучшее

Пик кадровых перестановок пришёлся на первую половину года. 10 февраля Русский музей сообщил об отставке генерального директора Владимира Гусева, занимавшего эту должность почти 35 лет. В тот же день Гусев занял почётную должность президента музея, а временно исполняющей обязанности директора стала заместитель гендиректора по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.
Впрочем, ещё до официального объявления в telegram-каналах и СМИ широко обсуждались слухи, что на самом деле новым генеральным директором музея станет заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, прекрасно известная в городе по временам губернаторства Валентины Матвиенко. Так и произошло, но лишь спустя 2,5 месяца — Манилова вступила в должность только 25 апреля.
Заслуженная артистка России и художественный руководитель Международного фестиваля классической музыки "Дворцы Санкт-Петербурга" Мария Сафарьянц считает, что 35-летнее руководство Владимира Гусева Русским музеем — это целая эпоха.
"После 35-летнего управления Владимира Гусева возникла «империя-холдинг» Русский музей. Он осознавал важность музыкальных проектов, (чем мы занимаемся с 90-х годов)​ в жизни художественного музея, поскольку музыка всегда привлекает много внимания, в том числе и к основной деятельности музея. Оценку деятельности​ нового директора давать ещё рано", — комментирует Мария Сафарьянц.

Удачный выбор

Также в феврале новый директор появился у Ленинградского зоопарка — биолог Юрий Журавлёв. До официального вступления в должность, состоявшегося 15 февраля, он три месяца временно исполнял обязанности руководителя учреждения, сменив на этом посту уволенную Ирину Скибу. Она возглавляла зоопарк последние 19 лет. Некоторые связывали отставку с тем, что в ноябре 2022 году глава комитета по культуре Фёдор Болтин сообщил об реорганизации юрлица зоопарка из ГУПа в бюджетное учреждение. С новым директором у зоопарка появились планы на будущее. Среди них реконструкция вольеров, открытие новых экспозиций, приобретение животных и улучшение условий их содержания, а также запуск новых просветительских проектов.
В те же дни новым директором ЦВЗ "Манеж" стала Анна Ялова, работавшая заместителем директора по развитию выставочного зала. С 31 августа по 16 февраля 2023 года она исполняла обязанности директора, заменяя покинувшего должность директора "Манежа" Павла Пригару.
По мнению Марии Сафарьянц, новые назначения в "Манеже" и Ленинградском зоопарке пошли только на пользу. "«Манеж», как я вижу, живёт своей активной жизнью.​ Вызывают восхищение и темы, и выставочные решения.​ Там проходят красивые выставки, и мне нравится деятельность выставочного пространства в этом году — там было много чего интересного. И я счастлива, что Ленинградский зоопарк остался на прежнем месте. Я давно там не была, но до меня доносятся только позитивные новости из зоопарка", — поделилась она с "Деловым Петербургом".

Замена требует времени

В последний рабочий день 2023 года официально было объявлено о назначении генеральным директором ГМЗ "Петергоф" Романа Коврикова, который с 2022 года временно исполнял обязанности генерального директора.
26 марта, после 14 лет работы, с должности ушла Елена Кальницкая, которая возглавляла музей с 2009 года. Срок контракта с ней истёк ещё осенью 2022 года, но новый договор не стали подписывать из-за состояния здоровья.
Экс-директор музейного комплекса "Исаакиевский собор" и бывший глава комитета по культуре Санкт-Петербурга Николай Буров считает, что, если бы не тяжёлая болезнь, Елена Кальницкая могла бы ещё долго и энергично руководить "Петергофом".
"Она тщательно, год за годом, готовила себе замену — Романа Коврикова. Она заставила его окончить аспирантуру, защитить кандидатскую. Посвятила этому несколько лет. Я сердечно болею за Коврикова, я видел, как он готовится, и знаю, что он к этой должности готов", — рассказал он "ДП".
В Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова с 12 апреля остаётся вакантной должность художественного руководителя. Андрей Могучий, который был худруком БДТ 10 лет, в апреле ушёл в отставку в связи с истечением срока контракта.
Мария Сафарьянц считает, что Андрей Могучий стилистически не попадал в традиции театра. "Я видела несколько его спектаклей, и не могу сказать, что мои посещения БДТ участились в этот период. К сожалению, он не смог умело совместить свою театральную эстетику с мощными традициями этого театра. Санкт-Петербург​ не может развиваться без традиций.​ Вероятно, это тоже крайне тяжёлый вопрос — найти художественного руководителя театра. Думаю, это дело времени, здесь важно не торопиться с назначением", — отметила артистка.

Ориентиры и преемственность

Следующее крупное назначение, связанное с Петербургом, произошло уже 1 декабря, хотя обсуждаться начало намного раньше. Генеральный директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев ожидаемо получил ещё одну должность — возглавил Большой театр. В своих первых комментариях по этому поводу дирижёр предложил обмен постановками и тесное сотрудничество между двумя главными театрами страны.
"Валерий Гергиев — огромная величина, он доказал это более чем 30-летним служением в Мариинском театре. Этот театр — его любовь. Благодаря более чем эффективному управлению театром, он создал Мариинскую империю и в Петербурге, и за его пределами. Уверена, что он выстроит грамотную систему управления и его опыт послужит Большому театру", — полагает Мария Сафарьянц.
Николай Буров в разговоре с корреспондентом "ДП" отметил, что культурная жизнь Петербурга — это мощное движение, на которое даже значительные кадровые перестановки влияют условно. Несмотря на отставки и новые назначения городская культура остаётся устойчивой.
"Пока я не вижу и не слышу, чтобы что-то вдруг революционно изменилось. Да, есть какие-то трения, но в конце концов время всё расставит по своим местам. Главное, чтобы наши флагманы — театры, музеи, музыкальные учреждения — не теряли те ориентиры, которые были заложены прежними руководителями. Жизнь идёт, молодёжь приходит. Хорошо бы качественнее её готовить, и при кадровых изменениях всё-таки учитывать мнение предыдущего руководителя. Преемственность и постепенность имеют громадное значение, особенно в культуре", — резюмирует Николай Буров.