Шоссе в Поднебесную: как Петербург планировали связать магистралью с Китаем

"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.

Товарооборот между Россией и Китаем в 2023 году вырос на 27,7% до $196,48 млрд. РФ экспортировала в Поднебесную нефть, природный газ и уголь. В обратном направлении шла бытовая электроника и техника, компьютеры, промышленное оборудование и транспортные средства. А десять лет назад торговые связи Китая и России хотели укрепить новой магистралью, которая бы начиналась из Петербурга. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 3705 от 20 ноября 2012 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
  • Новая магистраль Петербург — Китай, которая должна была пройти через восточную часть Ленобласти, планировалась как платная трасса
  • Проект по региональному отрезку оценивался в 200 млрд рублей
  • Благодаря выводу депрессивных районов из транспортного тупика валовый региональный продукт ежегодно должен был возрастать на 3-4%
  • Новая дорога задумывалась как часть транспортного коридора Северная Европа — Западный Китай, который бы соединил петербургский морской порт с китайским портом Ляньюньган
  • Магистраль хотели сделать четырёхполосной, по две в каждую сторону
  • Большую часть средств планировали выделить из федерального бюджета (60-75%), а остальные средства (25-40%) получить от частных инвесторов
  • Трасса "Скандинавия" после реконструкции могла стать платной
Авторы материала — Александр Сологуб, Наталья Ковтун и Артем Члегов.

Путь из варяг в китайцы

Трасса, которая соединит Петербург с Китаем, пройдя по территории Ленобласти, выведет из тупика целый ряд депрессивных районов. Стоимость проекта оценивается в 200 млрд рублей.
Правительство Ленобласти готовит акты выбора земель под строительство новой платной скоростной магистрали, которая свяжет северо-западные порты России с Китаем, сообщил "ДП" источник в правительстве региона.
В зону влияния нового интермодального коридора попадут депрессивные районы на юге области. Благодаря выводу этих земель из транспортного тупика валовый региональный продукт ежегодно будет возрастать на 3-4%, ожидают эксперты.
Часть коридора
Новая дорога станет частью транспортного коридора Северная Европа — Западный Китай. Он соединит петербургский морской порт с китайским портом Ляньюньган. Общая протяженность этого торгового пути может составить около 9 тыс. км, если он пройдёт через Москву, Нижний Новгород, Казань, Оренбург и Казахстан в Китай — тогда трасса пройдёт по территории Тосненского и Кировского районов Ленобласти.
Однако рассматривается и более короткий маршрут, при котором трасса пройдёт не через Москву, а через Вологду, оттуда в Казань и далее до Китая. В таком случае в зоне влияния окажутся депрессивные Подпорожский, Волховский, Бокситогорский и Тихвинский районы.
Автор: "ДП"
Параллель А114
Сейчас от Петербурга до Вологды ведёт федеральная трасса А114. Росавтодор ведёт активную реконструкцию трассы: минувшим летом отремонтирована тихвинская окружная дорога. Точный маршрут планируемой скоростной магистрали госорганы держат в тайне, чтобы избежать земельных спекуляций.
"Могу лишь сказать, что это будет абсолютно новая дорога и она будет платная", — сообщил председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Константин Харакозов.
В Минтрансе РФ пояснили, что вариант строительства новой дороги на Вологду в ближайшее время будет рассмотрен правительством РФ и, возможно, дорога не будет полным дублёром А114, а только разгрузит наиболее проблемные её участки. На сегодняшний день таковым является отрезок от Новой Ладоги, где сливаются грузопотоки, идущие со стороны Череповца, Вологды и Мурманска, до Петербурга. Средняя скорость движения на этом участке длиной 124 км не превышает 40 км в час в обоих направлениях. Дорожное полотно каждый год ремонтируют, но пропускная способность остается на прежнем уровне — две полосы.
Стройка вскладчину
Платная же магистраль будет состоять из четырёх полос: по две в каждую сторону с разделительной полосой. Трасса будет полностью освещена.
Предполагается развитие инфраструктуры: АЗС, кафе, магазины, отели, станции технического осмотра и ремонта автомобилей, автомойки, стоянки и многое другое. Кроме того, в окрестностях трассы могут появиться новые промышленные предприятия и логистические комплексы. Общий объём инвестиций в реконструкцию дороги Петербург — Вологда оценивается в 180-200 млрд рублей. Предполагается, что большая часть средств будет выделена из федерального бюджета (60-75%), а остальные средства (25-40%) дадут частные инвесторы.
Битва за бюджет
Сегодня на территории Ленобласти строится сразу несколько федеральных платных дорог — прежде всего это скоростная магистраль Москва — Петербург. Трасса "Скандинавия" после реконструкции может стать платной. Сейчас Автодор, строящий все платные дороги в РФ, рассматривает возможность организации платного проезда по этой дороге.
Скорее всего, деньги за проезд начнут брать после того, как закончится реконструкция Приозерского шоссе, чтобы была бесплатная альтернатива.
Не менее важны для Ленобласти трасса "Нарва" до границы с Эстонией, Киевское шоссе до границы с Белоруссией, а также достройка дороги Усть-Луга — Великий Новгород.
По мнению экспертов, строительство платной дороги на Москву целесообразно, так как это основное направление грузопотока из портов Петербурга и Ленобласти. "А114 ещё не перегружена, и дублёр ей пока не нужен, а вот дорога на Москву остро необходима", — полагает директор компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс.
"Знаю, что проект этой платной дороги разрабатывается. Но пока нет конкретики по маршруту и стоимости строительства. На мой взгляд, эта дорога региону очень нужна. Ведь фраза "автомобильные дороги сделали Америку" актуальна до сих пор. К сожалению, сейчас сеть дорог в регионе маломощная. Ленобласть просто задыхается от фур. Причём основной потребитель грузов — Петербург — не несёт никаких обязательств по содержанию областных трасс. И здесь возникает очевидный конфликт интересов. Не думаю, что строительство новой дороги стоит вести по схеме ГЧП. Логичнее, чтобы построило её государство за свой счёт, а инвестора можно привлечь на стадии управления трассой", — заявил директор Ленинградского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" Александр Скасырский.
Перспективы всего торгового пути из Петербурга в Китай эксперты и вовсе оценивают скептически. "Везти товар из Петербурга в Китай или обратно на машине — это очень дорого, обычно на такие расстояния грузы переправляют морем или по железной дороге", — говорит председатель совета директоров аналитического бюро "Дорн" Андрей Карпов.
Эффект дороги
В среднесрочной перспективе строительство трассы может стимулировать развитие жилой и коммерческой недвижимости, а также скажется на стоимости земельных участков в районах, которые попадут в зону влияния трассы.
Сейчас земля на юге Ленобласти стоит дёшево — от $700 до $1500 за сотку, однако после появления дороги в радиусе 500-700 м вокруг неё возможен рост цен на землю в 2-3 раза.
"Правда, участки здесь будут интересны не застройщикам жилья, а прежде всего инвесторам внешней инфраструктуры: складов, логистических центров, гостиниц", — говорит директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина.
"Дороги до Вологды в принципе сейчас нет. То, что есть, — не дорога, а направление движения. А региону, тому же растущему городу Тихвину, нужна трасса с нормальной пропускной способностью. Платная или нет — это отдельный разговор. Но для начала её хотя бы нужно построить. Сегодня одна из главных проблем моногородов в привязке к одному какому-то производству. Случись что, как в Пикалево, и людям из-за отсутствия нормального транспортного сообщения в соседние населённые пункты на работу не устроиться. Хотя теоретически 100-200 км — это не проблема. В той же Финляндии люди живут за 100-150 км от столицы и ездят на работу в Хельсинки, тратя час-другой", — отметил генеральный директор "ПитерГОРпроекта" (возглавлял реконструкцию Тихвинского завода транспортного машиностроения) Игорь Богуславский.
Сегодня, по данным экспертов Astera, подавляющее число логистических парков сосредоточено как раз в южном направлении от Петербурга — это около 2 млн м2, или 70% всего регионального предложения. Спрос на склады опережает предложение. Средне­рыночный уровень вакансии опустился до 7% в классе А и около 3,5% в классе В.
"В долгосрочной перспективе усиление транспортного потока приведёт к росту спроса на услуги логистических и складских операторов", — считает руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Алексей Ермилов.
Кроме того, строительство магистрали может оживить спрос на загородную недвижимость, развитие которой из-за удаленности от Петербурга пока сильно запаздывает.
"Например, в Волховском районе реализуется всего четыре проекта коттеджных посёлков, а в Тихвинском — вообще ни одного. Но с постройкой трассы появится заинтересованность у потенциальных покупателей, а с ней — и проекты", — говорит руководитель КЦ "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева.