Популярность онлайн–курсов по IT–профессиям продолжает расти. Однако представители отрасли считают, что решить проблему кадрового дефицита можно только при участии профильных вузов.
Аналитики ЮKassa, "Школы 21" и "Фоксфорда" изучили рынок онлайн–образования в январе–сентябре 2023 года и пришли к выводу, что с начала года он вырос на 29%. При этом плательщиков стало на 10% больше, а количество платежей выросло на 42%. Наиболее востребованными среди аудитории остаются курсы в сфере информационных технологий.
Евгений Зараменских, профессор и руководитель департамента бизнес–информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, вспоминает, что ранее глава Минцифры Максут Шадаев говорил о нехватке в стране 500–700 тыс. IT–специалистов. "Следует учитывать, что на конец 2022 года в IT–сфере трудились 740 тыс. человек. Фактически российской экономике в ближайшие годы потребуется в 1,5–2 раза больше специалистов. В январе 2023–го было открыто несколько десятков тысяч IT–вакансий — на 63% больше, чем годом ранее. Один только “Яндекс” в тот момент был готов нанять до тысячи сотрудников", — рассуждает эксперт.
При этом генеральный директор компании "ИВК" Григорий Сизоненко подчёркивает, что онлайн–курсами невозможно быстро и качественно заполнить рынок IT.
"Как правило, это краткосрочные курсы под девизом “Войти в IT”, которые могут подготовить специалистов низового уровня. Но наличие таких курсов никак не решает проблему нехватки специалистов, умеющих создавать новое, а не эксплуатировать созданное другими. Именно таких профессионалов не хватает отрасли", — комментирует эксперт. По его словам, глубокие и системные знания могут дать только вузы, поэтому важно, чтобы государство определило единую для отрасли IT и высшей школы стратегию подготовки специалистов с нужными компетенциями.
Читайте также:
Ипотека
Поманили процентом: власти реанимируют IT–ипотеку
Кирилл Владимиров, генеральный директор компании Only, подчёркивает, что рост спроса на IT–образование со временем может замедлиться. Однако это будет свидетельствовать не о насыщении рынка, а о его более устойчивом и постепенном росте. "С другой стороны, технологические инновации и изменение потребностей рынка труда могут стимулировать постоянный интерес к обучению. Новые технологии, языки программирования и методологии появляются регулярно, что создаёт потребность в постоянном обучении даже у опытных специалистов", — резюмирует собеседник "ДП".
В исследовании также отмечается рост спроса на дополнительное образование. В топе остаётся изучение иностранных языков.
“
"Популярность набирают курсы для конкретных задач: “английский для IT–специалистов” и “английский для маркетологов”. В этих отраслях английский уже стал обязательным для устройства на работу и необходимым инструментом для решения ежедневных задач", — отмечает Анастасия Шишова, директор по продукту онлайн–школы английского языка Skyeng.