Выше некуда: рынок широкополосного интернета упёрся в потолок

Автор фото: vostock-photo

Рынок широкополосного доступа в интернет (ШПД) практически достиг максимума по количеству абонентов. Дальше он будет расти за счёт инфляции и повышения цен.

Согласно подсчётам "ТМТ–Консалтинг", по итогам II квартала 2023 года количество абонентов ШПД в сегменте частных лиц в России составило 35,5 млн. Объём рынка в денежном выражении достиг 40,1 млрд рублей.
При этом абонентская база растёт неравномерно. Например, у "Ростелекома" она увеличилась на 70 тыс. человек (+0,6%), у МТС — на 103 тыс. (+2,3%), у "ЭР–Телеком" осталась на прежнем уровне, а операторы "Вымпелком" и ТТК потеряли 0,2% (6 тыс.) и 0,9% базы соответственно (7 тыс.).
Дмитрий Петров, генеральный директор оператора связи "Комфортел", замечает, что рынок ШПД достиг насыщения ещё несколько лет назад и в ближайшие годы возможны лишь некоторые колебания в количестве абонентов. Дальнейший рост абонентской базы может быть обеспечен только ростом благосостояния и рождаемости.
"В денежном эквиваленте рынок ШПД будет расти и дальше из–за инфляции и, как следствие, повышения цен игроками рынка. А также за счёт повышения среднего чека дополнительными услугами", — добавил он.
Михаил Телегин, заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ", отмечает, что рост рынка замедляется уже не первый год, а если говорить о секторе b2c, то он практически исчерпан — число новых абонентов растёт за счёт либо перераспределения между игроками, либо ввода нового жилья.
"Снизятся темпы строительства — сократится и рост абонентской базы. Тут мы напрямую зависим от общеэкономической ситуации. Ещё один способ наращивания базы — географическая экспансия с освоением новых территорий, которые ранее не рассматривались из–за низкой коммерческой привлекательности. Малые населённые пункты, коттеджные посёлки, садоводства. Но этот способ доступен только крупным игрокам и требует серьёзных инвестиций", — прокомментировал он.
Дмитрий Петров добавляет, что рост абонентской базы успешных игроков рынка обеспечивается за счёт грамотной коммерческой стратегии, сделок по поглощению конкурентов и маркетинговой активности.
Михаил Телегин считает, что делать какие–то далекоидущие прогнозы по рынку ШПД не имеет смысла. Если отбросить геополитические факторы, надо принимать во внимание тот факт, что за последние несколько лет рынок ШПД рос в основном за счёт конвергентных продуктов. "Пользователи — как в b2c, так и в b2b — предпочитают комплексные решения и поставщиков, способных обеспечить единую зону ответственности за максимально возможный набор услуг. Думаю, эта тенденция продолжит развитие и в ближайшие годы. Продолжится тренд и на FVNO–проекты (виртуальные операторы фиксированной связи. — Ред.), усилившийся в прошлом году. Это win–win–решение, благодаря которому выигрывают все: и оператор, предоставляющий свою инфраструктуру партнёру, и партнёр, использующий её для предоставления услуг своим клиентам, и сами клиенты", — убеждён эксперт.