Тариф невозвратный: авиабилеты из Сочи в Петербург резко подорожали

Жителей столичных мегаполисов, отправившихся на отдых в Сочи и не озаботившихся заранее покупкой обратных билетов, ждёт неприятный сюрприз. Стоимость перелёта может оказаться значительно выше, чем они заплатили за билет на юг.

По данным агрегаторов, авиабилеты на рейсы из Сочи в Санкт–Петербург, отправляющиеся в последнюю неделю сентября, достигли ценовой отметки 20 тыс. рублей, на некоторые дни даже перешагнув уровень 30 тыс. рублей. В то же время из Петербурга в Сочи в те же самые числа можно улететь прямыми рейсами за 4–6 тыс. рублей, то есть в 5–6 раз дешевле.
Аналогичная ситуация и в столице России. Если из Москвы в Сочи с 26 сентября по 1 октября можно вылететь за символические 1700–2000 рублей, то самый дешёвый вариант (на момент написания материала) в те же даты проделать обратный путь обойдётся уже в 16,3 тыс. рублей — с 13–часовой пересадкой в Минеральных Водах. За перелёт без промежуточных остановок придётся отдать уже порядка 20–25 тыс. рублей.
Железные дороги в ценовом плане более благосклонны к путешественникам. В рассматриваемый период, согласно данным системы бронирования РЖД, без особых проблем можно отправиться из Сочи в Петербург плацкартой за 5–6 тыс. рублей. Но стоит учитывать, что на прямые поезда билетов практически не осталось и, скорее всего, пассажирам придётся делать по меньшей мере одну пересадку.
Представители сервиса Aviasales в беседе с "ДП" отмечают, что всегда советуют брать билеты по очевидно отпускным направлениям, таким как Сочи, заранее. "Ситуация с тем, что билеты в Сочи стоят дешевле, чем из Сочи, не новая. Аналогичные паттерны видны и в прошлом году. В целом же можно сказать, что год к году есть некоторое повышение стоимости, в переделах 1–1,5 тыс. рублей", — рассказывают в пресс–службе компании, добавляя, что более валидно сравнивать можно будет только в октябре, а на данный момент ещё не все потенциальные пассажиры даже купили билеты.
Стоит отметить, алгоритмами динамического ценообразования, которые формируют тарифы на направления в зависимости от спроса, управляют даже не сами авиакомпании, а автоматизированные системы.
В механизме задействованы множество факторов, такие как направление, рыночная ситуация, сезонность и другие, сообщили "ДП" в пресс–службе авиаперевозчика Smartavia. Текущий ценовой разрыв связан в том числе и с временем, остающимся до вылета.
"Другими словами, если бы вы заказывали билет на данном маршруте в апреле, то, конечно, цена была бы намного меньше, чем та, которая выставлена за 7 дней до вылета. Поэтому пассажирам мы рекомендуем заранее планировать путешествия, что позволит сэкономить значительные средства", — говорят в компании.
По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, большая часть кресел на рейсах, последние билеты на которые сейчас стоят несколько десятков тысяч рублей, были выкуплены заранее по значительно меньшей стоимости, нежели мы видим сейчас.
"Когда бронируешь билеты с полётом туда–обратно, каждое плечо зачастую оказывается дешевле, чем при покупке только в одну сторону. Если бы люди, оформляя билеты в августе или июле, сразу купили бы их в оба конца, то два перелёта оказались бы по вполне разумной стоимости. Покупка в один конец в пик спроса на направление получается заметно дороже", — рекомендует эксперт.

Улететь хотя бы можно

Но у механизма динамического регулирования цен, который постепенно начали внедрять российские авиалинии ещё в 2012–2014 годах, есть и обратная, привлекательная сторона. До его введения наблюдения показывали, что от месяца к месяцу цены на авиабилеты только росли, а снижения на протяжении нескольких лет не наблюдалось вообще, напоминает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Текущее положение, с одной стороны, позволяет авиакомпаниям обеспечить себе в целом приемлемую рентабельность, а человеку, в случае необходимости, возможность почти гарантированно улететь.
"Можно вспомнить советскую практику или опыт перевозок по субсидируемым направлениям. Да, цена на билеты на протяжении всего года не меняется. Да, она привлекательна. Но все билеты выкуплены, и улететь просто невозможно. Поэтому пассажир может выбирать, как говорится, меньшее из двух зол. Либо улететь дёшево, но не в те даты, которые ему нужны, либо дорого, но именно тогда, когда есть потребность", — объясняет Олег Пантелеев.
Таким образом, адаптивное ценообразование бросается в глаза, только когда на первый план выходит негативная сторона вопроса. Обычно же потребитель даже не задумывается, какая стоимость билета обеспечивает перевозчику минимальную маржинальность бизнеса, поэтому считает, что самый низкий тариф, который он когда–то видел, и есть "правильный", а всё, что больше, — завышение планки.

Все дороги не ведут в Сочи

Не стоит забывать, что последние 1,5 года из–за закрытия 11 аэропортов на юге России, в том числе Анапы, Геленджика, Симферополя, Ростова–на–Дону, сочинский аэровокзал остаётся чуть ли не единственной воздушной точкой входа на российские курорты. Отсюда и существенно большая нагрузка на рейсы.
По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, пассажиропоток аэропорта Сочи в январе–августе 2023 года составил 9,63 млн человек, что на 13% выше результата аналогичного периода прошлого года. В 2022–м, на фоне закрытия соседних авиагаваней, аэропорт принял за первые 8 месяцев года свыше 8 млн человек, прибавив 8% по отношению к тому же отрезку 2021 года.
При этом сам Краснодарский край, судя по последним доступным данным Росстата, теряет позицию лидирующего места для отдыха. Если в январе–июле 2022 года регион посетили 11,67 млн путешественников (13,6% от общероссийского турпотока), то за этот же отрезок текущего года на 9,5% меньше — только 10,56 млн человек (11,2% совокупного турпотока).
В то же время растёт спрос на поездки в другие регионы, хотя и по абсолютным значениям им пока далеко до Краснодарского края.
В Крым, например, за это время съездили почти 2,9 млн человек, что на 32% выше показателя первых 7 месяцев 2022 года. В Карелию — 705 тыс. человек, что в 2,3 раза больше прошлогоднего результата. В Смоленскую область — 611,5 тыс. человек, в 2,78 раза больше.
Самую завидную динамику демонстрируют республики Северного Кавказа. Дагестан за рассматриваемый период посетили 551 тыс. туристов, а Кабардино–Балкарию — 749 тыс., это соответственно в 3,5 и 3,9 раза выше, чем за январь–июль 2022–го.
Одновременно с этим, например, в Карачаево–Черкесию за данный период приехали только 206 тыс. человек — почти в 3 раза меньше, чем в прошлом году.
Традиционно направления и стоимость авиабилетов складываются из спроса: с приходом осени Сочи перестаёт быть курортным направлением и уступает место Петербургу. То есть осенью и зимой скорее туристы едут в Петербург, а так как Сочи стал единственным авиационным хабом на юге — то экономика примерно такая: все жители Краснодарского края и южных регионов, которые хотят посетить Петербург с туристическими целями, выбирают авиаперелёт из Сочи, поэтому и стоимость выше. А количество пассажиропотока в сторону курортного города постепенно снижается, и это приводит к снижению стоимости авиабилетов. На данный момент цены на внутренние перелёты незначительно повышаются, что связано с несколькими факторами: это окончание летнего сезона и периода отпусков, переход на зимнее расписание авиаперевозчиков, возросшая стоимость сопутствующих услуг (в связи с изменениями в курсах валют), все эти факторы сейчас объединяются и поэтому на ряде направлений может быть заметен рост тарифов. Однако стоит отметить, что кроме изменений курса валют, все остальные факторы являются нормальными и ежегодными для отрасли авиации.
Анисия Якушева
член экспертного совета комитета по развитию туристической инфраструктуры Госдумы
Удорожание авиабилетов в Петербург из Сочи объясняется несколькими факторами. В связи с окончанием летнего сезона спрос на перелёты в столичные регионы растёт, поскольку отдыхающие, а также работники сферы услуг, которые ездят зарабатывать в июне–августе в южные города, начинают возвращаться домой. Цены на авиабилеты в последнее время в принципе растут в силу увеличения стоимости топлива, аэропортовых сборов. Для перевозчиков на внутренних рейсах логистика, связанная с поддержанием лётной годности, становится дороже. Аппетиты авиакомпаний тоже не снижаются.
Виктория Шамликашвили
генеральный директор туроператора ITS
На начало октября этого года Северная столица занимает третью строку с долей 8% от общего объёма продаж туров по стране. Наблюдаемый рост цен на авиабилеты из других городов России в Петербург с высокой долей вероятности связан с повышенным интересом к этому направлению у наших соотечественников в анализируемый период. В настоящий момент мы фиксируем активные бронирования как туров, так и отдельных экскурсионных программ со стороны семейных путешественников (с 9 по 15 октября у школьников, обучающихся по триместровой системе, будут каникулы). Культурная столица является точкой притяжения для многих категорий туристов, в том числе школьных выездов с экскурсионной программой, которая предусматривает посещение различных музеев, театров и достопримечательностей.
Елизавета Тимошенко
директор по продвижению ГК "Слетать.ру"