Условно говоря: как петербургский бизнес планировал перейти на расчёты в у.е.

"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.

ЦБ РФ решительно поднял ключевую ставку с 8,5 до 12% в ответ на резкое падение курса рубля. Но в истории России уже не раз случались подобные ситуации. Так, в 2008 году доллар с 23 рублей скакнул почти до 30. Петербургские предприниматели тогда всерьёз обсуждали возвращение к расчётам в условных единицах. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 2765 от 25 ноября 2008 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
  • Главным сигналом для перехода на условные единицы должно было стать подорожание доллара до 30 рублей
  • Участники рынка недвижимости в 2008 году опасались, что падение национальной валюты понизит спрос на квартиры, а ввод в эксплуатацию новых домов сократится вдвое
  • Другие, наоборот, ожидали активизацию покупателей, которым нужно было куда-то вложить свои сбережения
  • Часть бизнеса в то время была закредитована в долларах
  • Туристический рынок сильно пострадал от ослабления рубля — путешествия по миру стали слишком дорогими
  • Туристы быстро переориентировались с Европы на Турцию и Египет
  • В результате девальвации рост цен на электронику ожидался в пределах 20%
  • Самые пессимистичные настроения были у автодилеров

Условная единица реального кризиса

Петербургский бизнес готовится к грядущей девальвации. Один из наиболее вероятных ответов предпринимателей на понижение курса рубля — переход на условные единицы.
Девальвация рубля приведёт к тому, что в торговле снова появится валюта, покупательская способность населения снизится, а обороты компаний упадут.
Жильё вместо акций?
Директор Knight Frank St. Petersburg Олег Барков считает, что вместе с девальвацией рубля в сферу недвижимости вернётся ценообразование в валюте. С ним согласен аналитик ИФК "Солид" Евгений Карбовский.
Впрочем, некоторые участники рынка отрицают возможность перехода на валютные расчёты. "Мы работали в рублях, работаем и будем работать", — сообщает Вячеслав Заренков, генеральный директор ОАО "Эталон-ЛенСпецСМУ".
Евгений Попов, директор проектной команды Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko, считает, что цены на жильё будут снижаться, при этом девальвация отрицательно скажется на спросе, а ввод в эксплуатацию новых объектов в 2009 г. будет в 1,5-2 раза меньше, чем в 2008 г.
"Девальвация подстегнёт спрос, — возражает Барков. — Она для многих стала синонимом инфляции. Населению надо будет куда-то вкладывать деньги. Фондовый рынок лихорадит, что будет с валютой, неизвестно, остаётся недвижимость".
Говорите меньше
Телекоммуникации — одна из отраслей, которая сильно привязана к курсу доллара. Илья Федотов, аналитик ИК "Велес Капитал", поясняет: у операторов много кредитов в долларах, в них же они определяют капитальные затраты и отчитываются перед акционерами.
"Эффект девальвации может превратить наш рост в рублях в падение, зафиксированное в отчётности", — говорит директор петербургского филиала ОАО "ВымпелКом" Алексей Кузнецов. По его словам, возврат к условным единицам может произойти только в случае затяжного кризиса. Но другие эксперты считают, что сигналом для повышения тарифов или перехода на условные единицы может стать подорожание доллара до 30 рублей. В ИФК "Солид" рубежом считают около 28,6 рубля за доллар.
Теперь только в Турцию
Ситуация на рынке туризма сложная. Деньги с клиентов российские турфирмы берут заранее в рублях, а с партнёрами рассчитываются позже в евро или в долларах. "Если будет девальвация, то образуется большая разница между этими суммами, — говорит коммерческий директор "Вест Тревел" Сергей Хохлов. — Придётся компаниям брать её на себя". Он предполагает, что турфирмы могут массово перейти на условные единицы.
Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии, ожидает, что в 2009 г. туристы начнут экономить: вместо экзотических стран (Бали, Малайзия) будут выбирать стандартные места отдыха (Египет, Турция).
Дилеры на обочине
Настроения ретейлеров различаются в зависимости от сектора торговли. "В результате девальвации цена на электронику повысится минимум на 10%", — говорит Виктор Гордейчук, генеральный директор ЗАО "Компания "Симтекс" (сеть "Техношок").
Гордейчук отмечает, что все основные поставщики товаров для ретейлеров имеют склады в России и выставляют цены в рублях, поэтому переход на условные единицы маловероятен. По прогнозу Евгения Рябова, аналитика ИК "Церих Кэпитал Менеджмент", к февралю 2009 г. цены на электронику повысятся на 18-19%, также увеличится стоимость импортной парфюмерии, косметики, бытовых приборов, стройматериалов, товаров сотового ретейла, комплектующих.
Наиболее пессимистичные настроения у автодилеров, спрос на продукцию которых в результате девальвации может очень сильно упасть. Евгений Войтенков, директор автодилера "Олимп", считает, что торговцы автомобилями перейдут на условные единицы по курсу евро. "Думаю, спрос будет такой, что нам не придётся часто переписывать ценники", — шутит Войтенков.
Заденет всех
В целом девальвация рубля несёт тяжелые последствия для всех игроков рынка, потому что бьёт по карману потребителя. Больше остальных влияние девальвации почувствуют торговцы среднеценового сегмента: на бюджетную продукцию и нишевые товары премиум-класса спрос будет всегда.
"Мой прогноз: основное падение рубля произойдет в очень сжатые сроки, например месяц", — подчеркнул Виктор Гордейчук.
Ценники могут стать двойными
Условные единицы появятся на ценниках наряду с рублевыми обозначениями. При этом одна единица может быть приравнена к курсу рубля по отношению к бивалютной корзине.
Широко распространено мнение, что условные единицы в России запрещено использовать для обозначения цен на товары. Однако это не совсем так. Согласно ст. 317 ГК РФ, использовать условные единицы можно, при этом они должны быть привязаны к рублю или иностранной валюте. Закон о защите прав потребителей, в свою очередь, предписывает указывать обязательно цену в рублях.
По словам генерального директора ООО "ФинЭкспертиза" Агвана Микаеляна, условные единицы на российских ценниках, вероятно, появятся второй строкой. Таким образом компании смогут избежать претензий со стороны проверяющих органов. Аналитик ИФК "Солид" Евгения Талалаева полагает, что значение условной единицы большинством ретейлеров будет установлено в рублях как текущий курс рубля по отношению к бивалютной корзине.
Запрет указывать цены на товары и услуги в долларах, валюте или условных единицах введён в России с первого января 2005 г. А с первого июля 2007 г. в РФ действует запрет использовать в рекламе стоимость товара в иной валюте, кроме рубля. Причём первоначальный вариант законопроекта был гораздо более радикальным, чем получивший одобрение парламентариев. Он предусматривал запрет на использование иностранных валют и условных единиц при упоминании цен, сумм сделок и показателей бюджетов в публичных выступлениях. Действие закона должно было распространяться на депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, должностных лиц и журналистов. Нарушителей планировали сначала предупреждать, а затем — штрафовать на сумму до 200 МРОТ.
Игорь Рюриков, генеральный директор ООО ""Экспо-тур":
"Для нашей фирмы, которая в основном занимается внутренним туризмом, девальвация даже выгодна. Количество туристов не снизится, но перераспределятся направления их путешествий. Будут больше востребованы поездки на Черноморское побережье России, озеро Байкал. Если мы будем девальвировать, будет девальвировать и Белоруссия, а там хорошие санатории. Падение курса рубля приведет к тому, что будет невыгодно путешествовать по Европе. А, например, Турция на девальвацию рубля отреагирует скидками".
Алексей Артамонов, директор сети магазинов бытовой техники ""ПРОСТО":
"Если ЦБ РФ резко не откажется от поддержания курса рубля, то подушки ликвидности, накопленной российской экономикой за годы финансовой стабильности, хватит для адекватной позиции рубля по отношению к паре евро-доллар. Что же касается именно нашей компании, то мы не поддаемся на спекулятивные тренды сегодняшнего дня, что позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее. Наша компания на рынке розничной торговли уже 15 лет, что говорит в первую очередь о финансовой и стратегической зрелости бизнеса".
Справка: как бизнес готовился к девальвации рубля в 2008 году
  • Автодилеры сокращали объёмы закупок на 2009 г., ожидая снижения спроса
  • Турфирмы начали разрабатывать недорогие заграничные туры (цена в пределах 300 евро)
  • Ретейлеры, работающие в среднеценовом сегменте, выводили на рынок новые бренды для продажи дешёвых товаров