Основной владелец тихвинского завода возглавил петербургское КБ "Автоматика"

Автор фото: Тэсмарк

Компанию — партнёра хозяина Выборгского машиностроительного завода возглавил совладелец производителя тяжёлой дорожно–строительной техники из Тихвина.

Основной владелец и генеральный директор тихвинского ООО "Завод “Техстроймаш”" Алексей Николаев в середине августа стал генеральным директором петербургского ООО "КБ “Автоматика”", партнёра предпринимателя Ильи Иуса. Илья Иус контролирует бизнес с суммарной выручкой за 2022 год 304 млн рублей и имеет общие коммерческие интересы с Александром Борисовым, сыном главы госкорпорации "Роскосмос". Новый топ–менеджер владеет половиной долей ООО "Техстроймаш", которое продаёт продукцию принадлежащего ему одноимённого завода под брендом "Тэсмарк", и возглавляет оба "Техстроймаша". В прошлом году они заработали почти 700 млн.

От танков до "ничего не делает"

КБ "Автоматика" зарегистрировано в 1994 году в Петербурге. Это инжиниринговая компания, которая специализируется на научных разработках в сфере машиностроения и предлагает услуги реинжиниринга — "адаптацию зарубежной конструкторской документации на изделия, постановка на производство которых должна быть осуществлена на российских заводах, и изготовление запасных частей по образцам, предоставленным заказчиками". Среди исполненных проектов компания указывает на своём сайте образцы судового энергетического оборудования и оборудования для транспортных машин, в основном на гусеничном ходу. "Основой коллектива" "Автоматики" называются специалисты–разработчики, ранее работавшие в конструкторском бюро №3 Кировского завода и создававшие там, в частности, танк Т–80, самоходные установки "Малка" и "Пион", гусеничные шасси для ракетных комплексов С–300.
В системе СПАРК компания указана как микропредприятие со штатной численностью на конец 2022 года три человека и доходом за прошлый год 107 тыс. рублей. Портал "ЕИС Закупки" показывает всего три закупки с участием "Автоматики". Все они датируются 2017 годом и связаны с поставками запчастей к газонокосилкам для двух петербургских садово–парковых предприятий. Портал "Электронное правосудие" показывает несколько судебных споров компании в 2019 году, из которых видно, что "Автоматика" в то время арендовала у ПАО "Кировский завод" и его "дочки" оборудование.
КБ "Автоматика" владеет 45% долей ООО "НПО “Автоматика”" из Выборга — тоже проектной компании, остальные 55% долей которой у ООО "Валрус" Ильи Иуса, генерального директора и владельца 50% долей ООО "Выборгский машиностроительный завод — судовое машиностроение" (ВМЗ–СМ). Это крупное предприятие, выручка которого за прошлый год составила 282 млн рублей. Илья Иус владеет его долями напрямую (10%) и через "Валрус" (40%). Остальные 50% ВМЗ–СМ у московского ООО "Энексел групп" Александра Борисова, сына главы "Роскосмоса".
В чём состоит текущая хозяйственная деятельность КБ "Автоматика", выяснить не удалось. Занявший 15 августа пост генерального директора компании Алексей Николаев сказал, что на данный момент компания ничем не занимается, но раскрыть причины, побудившие его возглавить её, не захотел. "Есть план, но говорить о нём сейчас не готов, я человек суеверный", — сказал бизнесмен.Рассказывать про деятельность ООО "НПО “Автоматика”", 45% которого принадлежат одноимённому КБ, его гендиректор и основной владелец Илья Иус тоже не стал.

Варили "Северный поток"

Новому генеральному директору КБ "Автоматика" Алексею Николаеву принадлежит бизнес, который производит впечатление намного более успешного, нежели тот, куда входит КБ "Автоматика". По данным СПАРК, он возглавляет ООО "Техстроймаш" и владеет половиной его долей. Компания специализируется на торговле машинами и оборудованием и владеет ООО "Завод “Техстроймаш”", которое тоже возглавляет Алексей Николаев. Завод производит оборудование для тяжёлой лесной и дорожно–строительной техники на гусеничном и колёсном ходу под брендом "Тэсмарк". ООО "Техстроймаш", судя по всему, торгует этой продукцией. Обе компании располагаются в Тихвине.
Самый публичный успех "Техстроймаша" — участие гусеничных передвижных сварочных агрегатов "Тэсмарк" в строительстве подводного газопровода "Северный поток". Техника компании принимала участие в торжественной церемонии начала строительства "Северного потока" в бухте Портовая Финского залива, на которой присутствовал тогдашний президент России Дмитрий Медведев. СПАРК показывает суммарную выручку обоих "Техстроймашей" за 2022 год в размере 675 млн рублей.

Если не верфь — можно и диверсифицироваться

Происшедшее может говорить о некоем совпадении интересов ООО "Выборгский машиностроительный завод — судовое машиностроение" и "Техстроймаша". Вообще участники судостроительной отрасли достаточно редко вкладываются в производство товаров и оборудования, которые прямого отношения к судостроению не имеют.
Генеральный директор и владелец петербургского ООО "Морские комплексные системы" Павел Зубков полагает, что диверсификация в судостроении возможна, если на неё есть деньги и если дополнительный бизнес хоть в какой–то степени связан с основным.
"В данном случае речь идёт о совместных интересах с машиностроительным производством, которое в любом случае может рассматриваться как родственная судостроению отрасль. Ведь любое судно состоит из огромного количества машиностроительной продукции, составные части которой всегда можно использовать и в морских, и в сухопутных целях, и вообще где угодно. Я бы расценил такую диверсификацию как расширение номенклатуры производимой продукции и, как следствие, усиление позиций в более широком секторе рынка…" — говорит бизнесмен.
По мнению директора по развитию ИАА "ПортНьюс" Надежды Малышевой, диверсификация в чистом виде в меньшей степени распространена на верфях, где непосредственно строятся суда, и в большей — среди компаний, производящих судовое оборудование.
"Судостроение — это отрасль большого промышленного сектора, хоть и имеющая свои значительные особенности и требования классификационных обществ. Производители судового оборудования обычно производят широкий спектр промышленного оборудования и комплектующих, применяемых в различных областях экономики. Войти в производственную отрасль предприятия могут со стороны судостроения, но затем производить номенклатуру продукции, скажем, для железной дороги, автотранспорта или станкостроения. Например, крупнейший в России производитель двигателей “Трансмашхолдинг” в настоящее время обеспечивает потребности и РЖД, и "Росатома", и Объединённой судостроительной корпорации. Верфи, как правило, такое себе позволить не могут — у них больше чисто судовой специфики…" — говорит эксперт.