Фотография как инструмент маркетинга или как отражение идеологии? Об изменении отношения к этому виду искусства, а также о значении фотомастерства — в материале "ДП".
О фотографии в России заговорили в 40-х годах XIX века, но до совершенства изображения тогда было ещё далеко. Тем не менее, благодаря непрерывной работе отечественных учёных и изобретателей, фотодело развивалось стремительно. Уже к концу века российские мастера активно принимали участие в международных выставках и даже получали престижные премии.
От любования до идеологии
Изначально фотография не была инструментом для продвижения чего-либо. Люди хотели запечатлеть себя для потомков, передать особенности быта разных слоёв населения, зафиксировать передовые открытия. Фотографам же, в свою очередь, было интересно осваивать новые техники, изучать свойства разных материалов. В начале XX века появился запрос на цветные снимки, но поскольку сделать это было практически невозможно, мастера стали преображать карточки вручную с помощью кисти и красок.
Такой способ корректировки изображения широко использовался и в советское время. Один из ярких примеров — портрет Сталина фотографа Ивана Шагина и художника Виктора Семёнова, благодаря которому "вождь народов" запомнился всему миру, как человек со здоровым румянцем и золотистым, приближенным к идеальному, оттенком кожи.
Более того, в создании снимков, которые бы отражали людей, их жизнь в лучшем свете и передавали бы только позитивные эмоции, заключалась целая идеология. Это как нельзя лучше отражает, например, выставка музея современного искусства Эрарта "Жизнь как праздник", где представлено более двухсот работ известных в советское время фотомастеров.
На фото: Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной. 1962
Собрание МАММ / Архив журнала "Огонек"
Фото и СМИ
Начиная с 1930-х годов фотография, как и другие виды искусства в СССР, была обязана следовать принципам соцреализма. Тогда не стояла задача снять "как есть" — гораздо важнее показать "как должно быть". Даже в учебниках по фотомастерству тех лет основное внимание уделялось именно правилам постановки, режиссуры. Каждый "грамотно" сделанный снимок становился политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Цель — сформировать образ счастливого человека в самой благополучной стране. Подвиги коллективного труда в полях, довольные лица работников заводов и строек, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — вот, что отражают фотографии советской эпохи.
Постепенно фотография стала мощным визуальным оружием власти. В 1930-е набирает обороты популярность легендарного иллюстрированного журнала "Огонёк", который с момента создания в 1899 году являлся буквально телевизором "дотелевизионной" эпохи: вокруг него собирались всей семьёй. Для "Огонька" работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Елеазар Лангман, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Лев Бородулин, и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в издании в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял фотоотдел "Огонька". Как и положено, журнальные снимки были насквозь пропитаны атмосферой праздника или его предвкушения, совместно образуя мифологический узор коллективного счастья. Кстати, лучшие из этих работ составили основу проекта "Жизнь как праздник", посвящённого 115-летию журнала, — именно он представлен на уже упомянутой нами выставке.
Надо заметить, что идеология работала исправно. Журнал читали и рассматривали не только на досуге в кругу семьи. Фотографии с его обложек и разворотов украшали стены рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры.
В оттепельные 1960-е фотокарточки приобретают всё большую индивидуальность, меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В 1970-е праздник и вовсе перестаёт быть главной темой советского фотоискусства. На рубеже XX — XXI веков, на фоне становления российской экономики и укрепления товарно-денежных отношений фотография начинает становиться серьёзным маркетинговым инструментом и, пожалуй, до сих пор удерживает в этом смысле ключевые позиции.
В частности, актуальность фотографии в наше время обусловлена стремительным развитием сферы информационных технологий и появлением современных медиапространств, где базовым элементом общения выступает как раз изображение. Более того, в соцсетях демонстрация гармоничной и успешной жизни вновь набирает обороты. Тем интереснее заглянуть в Эрарту и ещё раз посмотреть на работы времени, когда это было настоящей идеологией для огромной страны, без единой нотки продвижения через картинку отдельно взятого человека.
"Фотография — это, бесспорно, зеркало времени. Наверное, именно поэтому интерес к фотовыставкам никогда не угаснет, — рассказала "ДП" директор по внешним связям музея Эрарта Екатерина Атоян-Милюкова. — Людям интересна история и границы фантазии, в которых можно творить без использования компьютерной графики или художественного инвентаря. Поэтому мы регулярно знакомим зрителей с мастерами фотоискусства — и каждая экспозиция находит свой отклик. Отдельное удовольствие доставляет то, как посетители "погружаются" в контекст и рассматривают снимки, на которых запечатлены лица той или иной эпохи, знаковые события. На этот раз мы предлагаем проникнуться традицией "огоньковской" фотографии, увидеть работы признанных советских мастеров и вместе задуматься о прошлом, настоящем и будущем".
К слову, масштабная экспозиция уже открыта.