Генеральный директор сервиса "Ситидрайв" Эдуард Мингажев рассказал "ДП", как растёт рынок каршеринга в Петербурге.
Петербургский рынок каршеринга уже полностью сформирован и заполнен или игрокам ещё есть куда расти?
— Петербург сейчас интересен всем. С запуском сервиса от Belka Car здесь представлены все основные федеральные каршеринги — помимо "Ситидрайва" это также "Делимобиль" и "Яндекс.Драйв". С точки зрения общего автопарка всех сервисов мы отмечаем его рост. Интерес аудитории к каршерингу тоже увеличивается, и я думаю, что будет расти ещё несколько лет. В Петербурге есть довольно большой потенциал роста и парки сервисов ещё могут пополняться. Сегодня в Северной столице общий парк каршерингов составляет более 10 тыс. автомобилей. В этом году он может вырасти до 12–15 тыс. Растёт и число пользователей. Сначала услуга была востребована у более молодой аудитории 20–30 лет. Сейчас средний возраст пользователей составляет 27–35 лет и постепенно смещается в более старшие группы.
Почему именно в этом году началось такое бурное развитие рынка?
— После пандемии в 2021 году у всех компаний были проблемы с поставками автомобилей. Импортёры не могли предоставить те объёмы, которые нужны были каршерингам. Поставки сильно сжались из–за того, что возникли проблемы с полупроводниками и логистикой.
Новые автомобили сервисы выставляли в разные города, и Петербургу не хватало объёма поставок. Обновление парка происходило, но для кратного роста этого было мало. Сейчас поставки стали другие, европейские импортёры поменялись на китайских. В этом году все китайские производители готовы поставлять больший объём автомобилей, что и влияет на доступность обновления парка для каршеринга. Но даже сегодня этих поставок недостаточно с точки зрения выбора разных марок и моделей.
Парк "Ситидрайва" тоже вырос?
— У нашей компании парк в Петербурге растёт планомерно. Мы завозим новые автомобили, за счёт этого заменили часть старого автопарка и увеличили общее количество авто. Парк вырос примерно до 4 тыс. автомобилей и ещё продолжит расти в этом году. В июне мы привезли 200 новых машин, а к концу лета парк вырастет до 5 тыс. автомобилей.
Эдуард Мингажев
Изменились ли издержки сервиса после перехода на поставки китайских автомобилей?
— В 2021 году тех поставок европейских и корейских марок автомобилей нам уже не хватало, но на рынке появился один из импортёров Китая — Haval. Мы приобрели 500 автомобилей, потому что нужно было расширять парк. Аудитории это было очень интересно. Существовало много стереотипов о китайском автопроме, но пользователи сервиса были готовы открывать новое, брать эти авто в аренду. А мы, проанализировав поездки и издержки работы с китайскими производителями, поняли, что продукт подходит для российского рынка, и осознанно стали делать ставку на китайский автопром.
В 2022 году поняли, что эта ставка сыграла. После февраля все поставки европейских и корейских марок были заморожены и 80% поставок, которые мы ожидали, не состоялись. Тогда мы начали работать с большинством китайских импортёров и поставлять Chery, Geely, JAC, EXEED. У всех сервисов сейчас расширение и обновление парка происходит за счёт китайского автопрома. Например, наш парк примерно на треть состоит из китайских марок.
Как теперь организованы поставки премиальных марок?
— Спрос на премиальные авто есть, но официальных поставок от импортёров сейчас нет. А параллельный импорт пока подходит лишь для единичных поставок автомобилей для личного использования. Привезти, например, 500 BMW — задача непростая, пока ни один из каршерингов на это не решился.
То же самое и с электрокарами, стоимость которых сейчас выше, чем автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Это для сервисов невыгодно. У нас в парке около 30–40 электрокаров, и пока нет возможности и инфраструктуры для кратного увеличения их количества. Но спрос аудитории растёт. Потребители осознают, что будет переход с ДВС на "электрички", и постепенно тестируют их.
В 2021 году китайцы предлагали привезти свои электроавтомобили в Россию, но после 2022 года импортёры захотели закрыть только что освободившуюся большую нишу поставок ДВС. И только сейчас снова задумались о том, чтобы поставлять в Россию электрокары. Нам, как бизнесу, это направление очень интересно, но пока нужно дождаться импортёров, готовых к поставкам в нужных объёмах.
Как введение платных парковок повлияло на работу сервисов?
— В перспективе это приведёт к росту популярности каршеринга. Ведь при постепенном росте стоимости парковки в центре города водители будут искать альтернативы, позволяющие сэкономить. Необходима интеграция сервисов каршеринга с городскими властями. Бонусы для города очевидны: всё больше людей отказывается от поездок в центр на личном транспорте, разгружаются городские магистрали. Однако пока таких условий Петербург не предоставляет.
Мы вынуждены самостоятельно оплачивать парковочные сессии каждый раз, когда клиент приезжает на нашем автомобиле в центр. Наши расходы на оплату парковок будут расти ещё больше, что создаёт значимую нагрузку на бизнес.
Каршеринг — это часть городской транспортной структуры, позволяющая разгрузить дорожную сеть от личного транспорта. Поэтому сервисам важно иметь договорённость с администрацией города по оплате парковок.
Московский опыт здесь может чем–то помочь?
— В Москве власти видят, что каршеринг разгружает центр. Например, в Москве и Петербурге одно авто каршеринга в день заменяет семь–восемь личных автомобилей, передвигающихся по центру города. Это довольно значимая нагрузка.
С властями Москвы у нас исторически более плотная интеграция. У сервисов в столице есть субсидия: мы ежегодно оплачиваем абонементы на парковку для каждого автомобиля. В Москве растёт стоимость парковки, но и увеличивается цена на наши услуги. При этом зона платной парковки в столице уже сформирована и практически не расширяется. Поэтому стоимость парковок не бьёт по расходам компании.
Чем ещё отличаются рынки каршеринга Москвы и Петербурга?
— В Петербурге сейчас совокупный парк всех каршерингов — 10 тыс. автомобилей. В Москве уже 3 года парк насчитывает около 30 тыс. машин. Но в последнее время он тоже увеличивается. Все сервисы активно обновляются и по мере насыщения московского рынка уделяют всё больше внимания Петербургу. Это также отражается в расширении модельного ряда. Две наши столицы очень близки, и они должны развиваться параллельно, сейчас это осознают все игроки рынка.