В обход эмбарго: Северный морской путь может стать окном возможностей для России

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Российские чиновники позитивно оценивают перспективы Северного морского пути. По их убеждению, в условиях санкций он способен стать окном возможностей, которое соединит российских промышленников с их контрагентами в Азии.

Почти год назад — в августе 2022–го — правительство России утвердило план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Этот маршрут, проходящий по морям Северного Ледовитого океана, претендует на конкуренцию с Суэцким каналом, имея протяжённость меньше примерно на треть. При этом водный маршрут полностью расположен в территориальных водах России.
В марте во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в нашу страну президент России Владимир Путин затронул вопрос об освоении потенциала Севморпути. По итогам переговоров было объявлено, что Россия и Китай готовы создать совместный орган по развитию этого маршрута.
Глава государства также затронул эту тему, выступая на прошлой неделе на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент напомнил, что в 2022 году по Севморпути прошло 34 млн тонн грузов. "Ожидаем, что уже в 2024 году объём таких перевозок кратно увеличится, что требует такого же опережающего развития железнодорожной и иной инфраструктуры, Мурманского транспортного узла, других арктических портов", — сказал Владимир Путин.
Тему продолжили обсуждать на сессиях форума. "Вы видите, как меняется мировая логистика: идёт серьёзное изменение цепочек поставок. Я считаю, что Севморпуть — это перспектива международного транзитного коридора", — подчеркнул помощник президента РФ Игорь Левитин. По его мнению, главной задачей на ближайшее время станет развитие железных дорог и внутренних водных путей, выходящих к этому маршруту. "Если мы оставим его только для транзита, то не получим желаемого эффекта. Сегодня много предприятий Сибири, Дальнего Востока, Северо–Запада вынуждены находить пути на Восточный коридор", — отметил Игорь Левитин.
Действительно, промышленники Северо–Запада продолжают сталкиваться с трудностями в доставке как оборудования, так и комплектующих, необходимых для производства. Поставки по морю обходятся дешевле, чем по железным или автомобильным дорогам, тем более что в условиях санкций они при более высокой стоимости ещё и сильно загружены.
Со сложностями сталкиваются и крупные игроки международной логистики. "Даже небольшие нарушения в Суэцком канале приводят к большим срывам поставок. Маршрут СМП гораздо короче. Например, от Токио до Лондона это большая экономия и выигрыш по времени: 18–20 дней против обычных 40", — отметил председатель группы DP World султан Ахмед Бин Сулайем. Он добавил, что для расширения транзита необходимо строить и развивать флот. "Мы настроены на сотрудничество с “Росатомом” в использовании Севморпути. За последние 60 лет никто не вводил новый маршрут, который бы связал центры международной торговли", — подчеркнул бизнесмен.

В одни руки

Россия уже давно работает в Арктике. Крупные компании, которые ведут там разработку месторождений, вкладывались в строительство собственного флота, систем спасения и связи. А в прошлом году координацию торгового судоходства по СМП передали госкорпорации "Росатом". "Нам этот транспортный коридор нужно использовать не только как “форточку” для экспорта, но и как механизм связывания территорий, что важно в эпоху экономического и политического давления. Важно и всерьёз улучшить качество жизни на северах", — отметил гендиректор "Росатома" Алексей Лихачёв.
Вторая задача на ближайшее будущее, по его мнению, — создание глобального логистического коридора и перевод транзита между Европой и Азией. "Бизнес в Арктике непростой: он требует, чтобы государство взяло часть рисков, что оно и делает, продолжая инвестировать в инфраструктуру, системы связи и ледоколы. Надеемся, сдвинется и строительство грузового ледокольного флота", — сказал Лихачёв.
На данный момент на Севморпути работает 10 ледоколов, включая три неатомных. По озвученным ранее оценкам "Росатома", для круглогодичной навигации их нужно минимум 13. Развития требует и другой флот, в том числе модернизированные плавучие энергоблоки (МПЭБ). "По самым скромным подсчётам, мы видим заказ минимум на 15 плавучих энергоблоков вдоль Севморпути, в том числе и от энергетических компаний", — сказал глава "Росатома". По его оценке, по соотношению всех параметров МПЭБ — лучшее плавучее решение в качестве источника электроэнергии в Арктике, имеющее на борту два блока мощностью 50–100 МВт каждый.

От бизнеса ждут инвестиций

Минувший год показал степень напряжённости на традиционных морских путях из Восточной Азии в Европу и то, как быстро они могут быть нарушены. Но в первую очередь Севморпуть необходим России, подчеркнул министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов. "Компании взяли на себя обязательства на 80 млн тонн в 2024 году, но я бы внимательно посмотрел на планы в 200 млн тонн где–то в 2031–м. Это объём, который было трудно себе представить ещё недавно", — подчеркнул он.
Единый план развития Севморпути до 2035 года, принятый в августе–2022, включает в себя 155 мероприятий (в том числе развитие грузовой базы, флота и аварийно–спасательной инфраструктуры) с общим объёмом финансирования 1,8 трлн рублей. По словам Чекунова, этот план обеспечен средствами примерно на 65%. "Из 1,8 трлн рублей 620 млрд — это средства федерального бюджета, 400 млрд с небольшим — внебюджетные средства, и порядка 40% должны быть ещё изысканы", — сказал он.
Привлечь эти средства планируется у частного бизнеса. "Севморпуть мы (и без этого) “раскатаем” и курс выдержим, но эффективнее, если мы посмотрим, что это большой бизнес. Будем стараться выработать такую модель финансирования, чтобы дать импульс и российской промышленности", — подчеркнул министр.
Этим летом из Петербурга во Владивосток пойдёт в третий рейс атомный лихтеровоз "Севморпуть". Эту регулярную каботажную линию запустили в прошлом году, проведя два рейса. "Первый рейс был загружен на 15%, а второй уже на 90%", — поделился Алексей Чекунов. По его словам, сейчас на восток идут генеральные грузы для инвестпроектов, а обратно — дальневосточная рыба. В этом году число портов захода увеличат с прежних четырёх до 11. В список добавят в том числе Архангельск, Находку и Магадан.
Интерес к развитию инфраструктуры проявляют и рыбаки. Как заметил на ПМЭФ руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, "лихтеровозом много не навозишь". По его словам, в рамках второго этапа инвестквот ведомство предложило построить пять новых инфраструктурных объектов морских портов. В ведении Росрыболовства сегодня два рыбных порта — в Мурманске и Калининграде.
"Да, совсем недавно Мурманский порт вернулся в лоно государства — его забрали у нерадивых собственников. Сейчас мы готовим большую инвестиционную программу: надо связать Мурманск и Владивосток. Пять инфраструктурных объектов, которые будут построены, позволят эту логистику выстроить и закольцевать. Инвесторы есть, думаю, мы сможем всё реализовать", — резюмировал глава агентства.