Цифровизация сегодня затрагивает абсолютно все отрасли экономики, и тот, кто пытается её игнорировать, неизбежно теряет свою конкурентоспособность.
Согласно национальным целям, сформулированным президентом РФ Владимиром Путиным, достижение цифровой зрелости в различных сферах является одной из приоритетных задач вплоть до 2030 года.
Однако диджитализация процессов идёт небыстро и не всегда эффективно. По информации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, чаще всего это происходит из-за низкой культуры организации процессов. С целью облегчить бизнесу цифровой переход соответствующие комплексные продукты предлагают многие организации, в том числе из банковского сектора. Например, в Сбере общий объём заключённых в 2022-м году контрактов по данному направлению превысил 400 млн рублей. Речь идёт о проекте "Цифровая трансформация". В его рамках 45 компаний СЗФО уже реализуют ряд инициатив, ещё более ста обсуждают возможные варианты дальнейшего развития.
Практика показала, что наиболее востребованы услуги по цифровой трансформации среди представителей агропромышленного комплекса, медицинской отрасли, торговли и производства.
Так, для Агрохолдинга "Выборжец" разработано программное обеспечение, контролирующее жизненный цикл 58 тыс. световых точек в теплицах, где выращивают огурцы. Это позволило осуществлять постоянный мониторинг работы приборов и в итоге, по словам финансового директора Агрохолдинга Елены Бочарниковой, снизить количество неработающих светильников с 10% до 3%. "Мы ведём историю каждой лампы с момента установки до завершения гарантийного срока, и когда подойдём к необходимости замены приборов через три года, будем знать ресурсы каждой. Благодаря такому мониторингу в следующий раз мы сможем закупить примерно на 10% меньше ламп, что ведет к существенной экономии", — отметила Елена Бочарникова. Кроме того, она добавила, что в результате внедрения умного освещения урожайность огурцов выросла на 11% — с 90 до 108 кг с квадратного метра теплицы.
Много передовых решений применяет сегодня и гостиничный бизнес. И это не случайно, ведь данная сфера очень чутко реагирует на постоянно меняющиеся запросы клиентов. "В эпоху перемен мало быть просто гостиницей, где туристы останавливаются на ночлег. Нужно создавать продукт, который окажется привлекателен, и в будущем внедрять решения, позволяющие стать визионером и пионером инноваций", — считает управленец и идеолог апарт-отелей VALO Марина Сторожева. Компания интегрировала цифровые решения, позволяющие почувствовать себя в отеле как дома: сервис стал более персонализированным. "Наши гости стали быстрее получать информацию и услуги, причём без непосредственного участия сотрудников отеля. Во многом теперь их помощник — виртуальный ассистент", — добавила собеседница "ДП".
В сложившихся условиях особенно важно, что все перечисленные решения являются отечественными, полностью соответствуют регуляторным требованиям и сочетают в себе различные категории технологического ПО. Инновационные разработки крупных игроков в этой сфере способны удовлетворить актуальные запросы предпринимателей. "Мы прошли большой путь с точки зрения создания таких решений, и интерес к ним только растет: уже почти 90% компаний в СЗФО осознают необходимость их использования в своем бизнесе", — подвёл итог управляющий отделением Сбербанка по Санкт-Петербургу Алексей Ушенин на прошедшем накануне пресс-туре по цифровой трансформации бизнеса.
Применение подобных цифровых решений поможет бизнесу и дальше двигаться по заданному государством курсу импортозамещения и планомерно сокращать количество иностранных IT-продуктов в ключевых отраслях российской экономики. Тем более что на сегодняшний день уже сформировался круг экспертных компаний, способных предложить соответствующие "софт" и "железо".