Крупные застройщики усилили региональную экспансию

Региональная экспансия остаётся важным направлением развития для застройщиков. Многие активизировали её в последние годы. Но есть и те, кто предпочитает развиваться только "дома" или рядом с ним.
По данным Единого ресурса застройщиков, 10 крупнейших компаний России по объ­ёмам текущего строительства в данный момент ведут активную деятельность в 18 регионах страны.
Лидер российского рынка ПИК традиционно нацелен на присутствие в регионах. В настоящее время компания, по данным ЕРЗ, строит в 14 регионах, однако, по её собственным данным, присутствует в 16. Общая площадь всех строящихся проектов ПИК за пределами Москвы и Московской области превышает 1 млн м2. ПИК — один из немногих "центральных" девелоперов, сумевших добраться до Дальнего Востока страны. За последние 2 года компания вышла на рынки недвижимости Сахалинской, Амурской областей и Приморского края, готовится анонсировать масштабный жилой проект в Хабаровском крае.
"Потребность местного рынка в качественном и доступном жилье — главный аргумент для ПИК при принятии решения в пользу региона. В 2023 году ПИК продолжит запуск проектов на региональных рынках", — говорят в компании.
Альтернативную модель деятельности олицетворяет Setl Group, которая почти не выходит за пределы родной Петербургской агломерации. Исключение — Калининградская область, в которой она реализует несколько жилых проектов. Такая же стратегия и у крупнейших застройщиков юга России. Обычно они представлены в Краснодарском крае, Ростовской области и на Ставрополье. В то же время компаниям "из центра" всегда было интересно зайти в южные регионы.
Московская ГК "Самолёт" начала региональную экспансию в 2020 году с выхода на рынки Петербурга и Лен­области. Затем она запустила проекты во Владивостоке и Тюмени. Дальнейшие планы — ещё более масштабны. "Пристально изучаем рынок Урала, Краснодарского края, Дальнего Востока, Сибири и, конечно, юга России — эти рынки интересны в целом для всех игроков. То есть в поле нашего зрения находятся региональные рынки в большинстве федеральных округов. Активно присматриваемся к регионам с большим экономическим потенциалом, куда приезжают люди", — объясняет управля­ющий парт­нёр и генеральный директор "Самолёт Страна" Александр Прыгунков.
Для группы "Эталон" региональная экспансия стала в 2022 году основным вектором развития, говорят в компании. Девелопер долгое время был представлен только в Петербурге, Москве и Московской области, но с 2020 года начал выходить в регионы. Сейчас он помимо двух столиц строит в Омске, Екатеринбурге, Новосибирской области, Тюмени и Казани. "На региональных рынках мы видим большой потенциал и уверены, что наши современные, технологичные проекты, со сбалансированным сочетанием цены и качества, будут пользоваться стабильным спросом в ближайшее десятилетие", — заявляют в "Эталоне".
"Группа ЛСР" кроме Петербурга и Ленинградской области представлена в Москве, Московской области, Екатеринбурге и Сочи. За последний год география деятельности компании не изменилась.
Строить в регионах хотят не только лидеры московского и петербургского рынков. "В прошлом году мы заявили о себе в Нижнем Новгороде, где в центре города ведём разработку проекта комплексного освоения территории, включающего новое жилищное строительство, объекты социнфраструктуры и редевелопмент объектов культурного наследия, в том числе ценный для города ансамбль мельницы Башкирова XIX века постройки", — рассказывает первый вице–президент GloraX Александр Андрианов.
Имеет место и обратный процесс: компании из регионов пробуют силы в Москве и Петербурге. Заслуженным авторитетом на рынке пользуются сибирские застройщики. Одной из первых осваивать столицу стала "Брусника", которая уже давно работает в Москве. Она присматривалась и к петербургскому рынку, но сочла его недостаточно экономически привлекательным. В свою очередь у тюменского застройщика "Страна девелопмент" уже есть реализованные проекты в обеих столицах.