Поглощение крупной сети "Улыбка радуги" остаётся под вопросом

Автор фото: Сергей Коньков
Покупательница рассматривает косметику в магазине

Ретейлеры присматриваются к активам "Улыбки радуги". Однако сегмент дрогери в прошлом году столкнулся с рядом проблем, которые будут актуальны и в 2023–м.

Согласно распространяемой в ряде СМИ информации, "Лента" ведёт переговоры о приобретении дрогери–сети "Улыбка радуги". В пресс–службе "Ленты" "ДП" по этому поводу сказали, что не комментируют рыночные слухи. В "Улыбке радуги" от комментариев также отказались.
Генеральный директор агентства INFOline Иван Федяков замечает, что сегмент дрогери как отдельный формат не вполне состоялся в России. По сути в стране есть всего две крупные компании — "Магнит Косметик" и "Улыбка радуги".
Партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин отмечает, что разрыв между ними довольно велик. "Улыбка радуги" исторически развивалась только в европейской части страны, тогда как у "Магнита" географических ограничений не было. На текущий момент "Улыбка радуги" — это более 1,1 тыс. розничных магазинов.
"На 2022 год у сети было запланировано открытие 130 магазинов. По нашим данным, этот план был выполнен более чем на 90% — фактически было открыто порядка 110 точек. Обороты компании могут находиться в диапазоне 25–30 млрд рублей в год", — говорит эксперт.
Согласно данным системы "Контур.Фокус", выручка основного юридического лица компании, ООО "Дрогери ритейл", за прошлый год составила 2,8 млрд рублей, чистая прибыль — 701,8 млн.
Примечательно, что сравнительно недавно, в январе 2022 года, на рынке уже циркулировали слухи о грядущем поглощении "Улыбки радуги". И в качестве покупателя тогда назывался как раз "Магнит". Комментировать текущую ситуацию там отказались.
При этом Иван Федяков отмечает, что направление в целом сейчас переживает не лучшие времена. Многие потребители покупают товары из дрогери–ассортимента только на маркетплейсах.
"Часто подобные дрогери–сети строились совместно с крупными дистрибьюторами или производителями, которые были готовы инвестировать в развитие специализированных магазинов, потому что это для них альтернативный канал продаж. Но в прошлом году многие крупные иностранные бренды ушли с российского рынка. Порядка 2 тыс. SKU было подвержено ротации в магазинах “Улыбки радуги”", — замечает он.
Попытки завозить новые бренды из Турции, Армении, ОАЭ не привели к росту продаж, так как потребителю они неизвестны.
По мнению Федякова, "Лента" может быть действительно заинтересована в сделке, так как активно пытается развивать магазины у дома. Эксперт отмечает, что частично в дрогери–магазины можно было бы добавить другой ассортимент, в том числе продукты питания. У "Ленты" есть серьёзная компетенция — федеральные контракты с крупнейшими поставщиками и производителями бытовой химии, товаров для дома и косметики. Но для ретейлера это не совсем профильный бизнес, да и оборот "Улыбки радуги" по сравнению с "Лентой" невелик. Другим сетям такой актив и вовсе вряд ли может быть интересен.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская, напротив, считает, что любой FMCG–ретейлер может быть заинтересован в подобной сделке, так как формат дрогери вписывается в их структуру. Не стоит забывать и о парфюмерно–косметических сетях. Не так давно на рынке состоялась сделка между "Л'Этуаль" и "Подружкой".