Повестка с подвохом: реестру военнообязанных понадобится защита от хакеров

Автор фото: Волков Павел
Введение электронных повесток может спровоцировать волну онлайн–мошенничеств. Кроме того, никто не застрахован от ошибок на государственных сервисах. Не до конца ясно и то, как будет работать новый закон на практике.
В разгар пандемии COVID–19, а также после начала частичной мобилизации фиксировались случаи, когда люди получали фейковые письма якобы от "Госуслуг", министерства обороны или Роскомнадзора. Те, кто попадался на удочку мошенников, теряли аккаунты на государственных сервисах, банковские и паспортные данные. Подобное может повториться и в этот раз, считает Денис Кусков, генеральный директор Telecom Daily.
При этом вероятность сбоев самого сервиса и ошибочная рассылка повесток кажется ему менее реальной.
"“Госуслуги” — это только площадка. Например, неверный расчёт и начисление налогов — это ответственность налоговых органов, неверно начисленные штрафы ГИБДД — полиции и т. д. Конечно, могут возникнуть различные сбои, но ответственные госорганы прекрасно понимают, что электронные варианты донесения информации гораздо более целесообразны и унифицированы, чем вручение лично в руки. Поэтому подобных инцидентов будут избегать", — считает эксперт.
Генеральный директор юридической компании ООО "Альфа Либра" Кристина Кириленко обращает внимание на правовые нюансы: "Напомню, что за неявку по повестке гражданина могут привлечь и к административной, и к уголовной ответственности. Административное наказание предусмотрено за однократный факт неявки по повестке. Уголовное — за неоднократный. Если повестка будет считаться полученной с момента её размещения в личном кабинете военнообязанного, то, следуя законодательной логике, повторное размещение повестки в кабинете при неявке военнообязанного может считаться основанием для привлечения к уголовной ответственности. Спрашивается: как будет решён вопрос с лицами, у которых вообще нет “Госуслуг” или нет к ним доступа? Получается, что вопрос реальной осведомлённости гражданина о получении повестки становится как бы формальным признаком".
Дмитрий Гачко, серийный IT–предприниматель, основатель ГК ITGLOBAL.COM, настроен оптимистично и считает, что введение электронных повесток на "Госуслугах" — большая победа в цифровизации и ускорении многих бюрократических процессов.
"Не помню, чтобы при использовании портала случались масштабные мошенничества, поэтому не предполагаю, что они появятся с подключением туда сервисов для Минобороны. Ошибок, глупостей и злоупотреблений будет явно меньше", — убеждён он.