Продажи электромобилей в России резко выросли

Автор фото: Агентство "Москва"

Впервые в лидеры по продажам электромобилей в России выбился отечественный бренд. Помогли ему в этом таксопарки и каршеринговые сервисы.

Продажи новых электромобилей в России бьют рекорды. В марте в стране куплено 702 новых электроавто — почти в 1,7 раза больше, чем в марте 2022–го, подсчитали в агентстве "Автостат". Для сравнения: почти столько же (720 EV без пробега) россияне купили за весь 2020 год.
Аналитики замечают, что в феврале доля электромобилей среди проданного автотранспорта на отечественном рынке впервые достигла 1% от всех новых легковых авто, результат удалось закрепить и в марте.
В лидерах продаж оказался российский бренд Evolute. На электрокары этой марки в марте пришлось 23% всех приобретений (160 авто). Следом идут немецкий Volkswagen (150 машин) и американская Tesla (103).
Однако пока преждевременно говорить, что российские граждане массово заинтересовались электромобилями. Рост продаж отечественных EV идёт за счёт компаний — таксопарков и каршеринговых сервисов, говорит руководитель управления по транспорту фонда "Сколково" Кирилл Жанайдаров.
"Основные покупатели машин Evolute — в первую очередь юридические лица, которые смотрят на экономику процессов. В этом смысле, с учётом скидки, которая образуется на приобретение этих машин от Минпромторга, авто становится более релевантным, в операционном плане более выгодным — стоимость электричества ниже цены любого топлива. Электрическая машина в такси или каршеринге значительно эффективнее", — объясняет Жанайдаров.
Называя Evolute российским автопроизводителем, нужно делать оговорку. Под этой маркой на липецком заводе "Моторинвест" в сентябре прошлого года началась локализация китайских электромобилей Dongfeng. На начальном этапе на мощностях предприятия ведётся отвёрточная сборка из импортных комплектующих, но в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (СПИК 2.0) между "Моторинвестом", Минпромторгом и правительством Липецкой области к 2033 году уровень локализации электрокаров должен достичь 5 тыс. баллов — больше, чем, например, у Lada Granta.
Сейчас модельная линейка Evolute состоит из кроссовера i–Joy и седана i–Pro, на который приходится более половины продаж бренда. Стоимость i–Pro, по данным с сайта производителя, начинается от 1,99 млн рублей, но это число уже включает скидки и господдержку. Его прототип из Китая — Dongfeng Aeolus E70 — портал chinamobil.ru оценивает в зависимости от комплектации в 155–180 тыс. юаней (1,87–2,17 млн рублей).
Санкт–Петербург, по данным "Автостата", находится на шестом месте среди регионов РФ по числу зарегистрированных электромобилей — в городе их чуть менее тысячи. На первом месте Москва (3,4 тыс. шт.), следом идут Приморский край (1,7 тыс.), Иркутская область (1,64 тыс.), Краснодарский край (1,37 тыс.) и Московская область (1,19 тыс.).
В пересчёте на душу населения самым электромобилизированным субъектом России оказывается Приморский край — там на 100 тыс. населения приходится 92 электрокара, в Москве — 26, в Петербурге — чуть более 17.